По данным на май 2025 года, почти половина россиян — 42% — для путешествий выбирают самолёт. Но что делать, если во время посадки на рейс вам говорят, что свободных мест на борту больше нет? Разберёмся, что такое овербукинг, кто может столкнуться с такой проблемой и как защитить свои права.
Овербукинг — практика некоторых авиакомпаний, при которой количество проданных билетов превышает число мест в самолёте. В результате кто-то из пассажиров может не попасть на запланированный рейс и рискует остаться в аэропорту.
Причины могут быть разными:
Стратегия овербукинга появилась в 1950-х годах в Америке. Тогда американцы могли сдавать билеты до и после вылета самолёта без каких-либо комиссий и штрафов. Чтобы сократить денежные потери, авиакомпании стали продавать примерно на 10% больше билетов, чем было мест в самолёте.
Шанс попасть в список тех, кого не пустят на борт, выше у пассажиров:
Ситуация неоднозначная — в российском правовом поле овербукинг напрямую не регулируется.
Российское законодательство не содержит понятия “овербукинг”. То есть по закону такая практика не разрешена, но и не запрещена.
Ламан МикаиловаСтарший юрисконсульт судебно-арбитражной практики
Сам вопрос овербукинга активно обсуждается. Так:
Поэтому авиакомпании в России, когда речь идёт об овербукинге, обычно говорят о сбое бронирования либо технической проблеме. Но это не снимает с перевозчика ответственности.
Овербукинг — довольно распространённая ситуация. Если вам не повезло и вам отказываются предоставить место на рейс в запланированную дату и время, вы имеете право на возмещение ущерба и полную компенсацию стоимости вашего билета, даже если он невозвратный.
Диана Ошноковазаместитель руководителя по судебной работе ПРАВОКАРД
При покупке билета вы заключаете договор перевозки. По нему:
Регистрация и сдача багажа закрываются обычно за 40 минут до вылета. Если вы пришли вовремя, но вас не пустили на борт, это уже нарушение договора перевозчиком: авиакомпания обязана либо предоставить вам место в другом самолёте, либо компенсировать ущерб.
Ситуация неприятная, но не безвыходная: закон здесь на стороне пассажира. Всё зависит от того, согласитесь ли вы ждать новый рейс или нет.
Если вас сняли с рейса из-за овербукинга, запомните: главное, не подписывайте сразу никакие бумаги об “отказе от претензий” или “добровольном возврате”. Требуйте официальную справку о снятии с рейса с указанием причины: “Овербукинг”. Этот документ понадобится в случае, если придётся направить авиакомпании претензию или обращаться в суд. Помните, что статья 120 Воздушного кодекса России прямо обязывает перевозчика доставить вас до конечного пункта маршрута первым доступным самолётом этой же авиакомпании либо рейсом конкурента.
Владислав Марменковадвокат по уголовным, гражданским и семейным делам
Если авиакомпания предложила вам другой рейс и время вылета вас устраивает, то сложившаяся ситуация приравнивается к задержке рейса. Это значит, что перевозчик обязан позаботиться о вашем комфорте, пока вы ждёте.
Авиакомпания должна:
Отсчёт идёт с того времени, которое указано в вашем билете.
Важно! Если авиакомпания не предоставила обещанные услуги (еду, напитки, отель), организуйте всё самостоятельно. Сохраняйте чеки и квитанции — эти расходы можно будет возместить позже.
В соответствии со статьёй 120 Воздушного кодекса пассажир может требовать с перевозчика компенсацию за задержку рейса. Её размер — 100 рублей за каждый час просрочки, но не более 50% цены авиабилета. При международных перевозках размер ответственности определяется с учётом зарубежных договоров, — объясняет Ламан Микаилова.
Бывает, что предложенный перевозчиком рейс и время вылета неудобны для вас. Тогда вы можете:
Но помните, что компенсация должна быть разумной. Если ваш билет был экономкласса, а вы купили бизнес, проигнорировав более доступные варианты, велика вероятность, что авиакомпания оплатит только часть расходов.
Главное правило: сохраняйте все бумаги и чеки. Чем больше подтверждений у вас на руках, тем проще будет вернуть деньги и получить положенные компенсации.
В обращении к авиаперевозчику обязательно пропишите:
Чем точнее вы опишете обстоятельства и чем больше документов приложите, тем выше вероятность положительного решения.
К претензии стоит добавить:
После получения претензии у авиакомпании есть 30 дней, чтобы дать официальный ответ.
Как правило, авиакомпании невыгодно игнорировать ваше обращение. При судебном рассмотрении ситуации за нарушение сроков ответа на претензию суд может назначить перевозчику штраф в размере 50% от суммы, присуждённой судом в пользу пассажира (пункт 6 статьи 13 закона “О защите прав потребителей”). А ещё потребовать выплату неустойки, которая рассчитывается в порядке, установленном в пункте 5 статьи 28 закона “О защите прав потребителей”. Но если ответ всё-таки не придёт, у вас есть все основания обратиться в суд, — отмечает Диана Ошнокова.
Если перевозчик игнорирует ваше обращение или отказывает в выплате:
На практике авиакомпании часто пытаются “откупиться” ваучерами, скидками или бонусами. Помните, что вы вправе настаивать именно на денежной выплате. Такие судебные дела пассажиры обычно выигрывают, — подчёркивает Владислав Марменков.