С мая 2025 года по всей России наблюдаются перебои в работе мобильного интернета. Отключения сказываются и на функционировании каршеринговых сервисов. Так, одной из проблем может стать ситуация, когда каршеринг ошибочно списывает с вашей карты деньги за поездку, которой не было. Разберёмся, почему такое может случиться и как вернуть свои средства.
Для начала необходимо уточнить, как в каршеринге происходит оплата за поездку и предварительное резервирование средств. Когда вы подтверждаете бронь авто, сервис «замораживает» определённую сумму на карте — деньги не списываются сразу, а удерживаются на счёте до конца поездки.
Но некоторые банки сообщают и о блокировке, и о списании как об одинаковых операциях, что может вызвать путаницу у пользователя, который посчитает, что деньги списали дважды — один раз за реальную аренду, а во второй раз за поездку, которой не было.
При этом бывают ситуации, когда деньги со счёта арендатора и впрямь списывают за несостоявшуюся поездку. Вот почему это может произойти.
За каждым автомобилем следит робот. Он не видит вас, а только получает сигналы: “дверь открыта”, “мотор заведён”, “приложение закрыто”. Иногда эти сигналы путаются, например, если пропал интернет. Представьте: вы открыли машину, сели внутрь, а связь внезапно пропала. Доехав до нужного вам пункта, вы вышли и ушли, а приложение лишь сейчас поймало сеть и сообщило системе, что поездка не завершена, а только началась.
Ирина ДеревянкоМенеджер продукта «Командировки» компании «Передовые Платежные Решения»
Сюда же можно отнести ситуации, когда клиент несвоевременно отменил бронь.
Случается, что списание происходит из-за того, что пользователь нарушил условия договора: забронировал автомобиль, не успел к нему или передумал, а бронь в установленный срок не снял и программа списала у него средства за то, что он не пришёл, и у машины образовался простой.
Дмитрий МатвеевГенеральный директор компании «Мой Автопрокат»
Помните! Во время регистрации в приложениях по аренде машин вы обычно соглашаетесь на автоматическое списание денег — без дополнительного подтверждения. Это предусмотрено в договорах большинства каршеринговых сервисов.
По закону «О защите прав потребителей» плата за неоказанную услугу подлежит возврату. Главное — доказать, что машиной вы не пользовались. Вот как это сделать.
Мини-шаблон претензии: Тема: Возврат неправомерно списанных средств по аренде № ___ от ___. Прошу вернуть ___ руб., списанные ___ по аренде № ___ (ID ___). Поездка не состоялась/аренда завершена корректно, что подтверждается приложенными скриншотами. Требую: 1) вернуть сумму; 2) предоставить расчёт и документы, послужившие основанием списания. При отсутствии ответа в 10-дневный срок оставляю за собой право на судебную защиту с взысканием суммы, штрафа 50%, компенсации морального вреда и расходов. Приложения: скриншоты, выписка банка, переписка.
Вячеслав ИвановЮрист, доцент Чебоксарского института Московского политехнического университета
Если Роспотребнадзор вынесет решение в вашу пользу, отправьте его копию в службу каршеринга. Это поможет подтолкнуть компанию пересмотреть ваше первоначальное обращение и выполнить требования без суда.
Помните, что прокатные компании в первую очередь стремятся оградить себя от рисков и правила по аренде и списанию средств могут различаться. Поэтому перед регистрацией в сервисе и бронированием автомобиля внимательно прочитайте условия оферты и другие документы по аренде, — советует Дмитрий Матвеев.
Не закрывайте приложение, пока не увидите на экране итоговую сумму и надпись “Поездка завершена”. Лучше сделать скриншот, — подчёркивает Ирина Деревянко.