Доброе сердце важнее всего. Каким будет спектакль «Три поросенка. Ой» в Театре на Таганке

Можно ли проглотить весь мир, а потом, если у тебя большое и доброе сердце, если ты окружен хорошими людьми, его восстановить? Каждый в одночасье способен стать плохим, но сила прощения, сострадания все исправит и приведет к свету, дружбе и всеобщей любви — об этом спектакль «Три поросенка. Ой» в Театре на Таганке. Его поставил Кирилл Вытоптов по мотивам сказки Сергея Михалкова. «Культура Москвы» сходила на предпремьерный показ и поговорила с директором Театра на Таганке Ириной Апексимовой, актрисой и режиссером Надеждой Михалковой и художником Марией Трегубовой о постановке.

Доброе сердце важнее всего. Каким будет спектакль «Три поросенка. Ой» в Театре на Таганке
© Mos.ru

Сказка: все так, да не так

С первой же минуты спектакля хочется задать себе вопрос: «А что, собственно, происходит?» Но то ли голос Сергея Епишева, то ли с первого взгляда добрая огромная кукла-волк, то ли появление доктора (да еще какое появление!) примиряют с абсурдом происходящего и молниеносно погружают в постановку. Трех поросят волк уже съел, как и доктора, Красную Шапочку с бабушкой и семерых козлят. Но не переварил и даже страдает, потому что понимает, что это не просто персонажи — это целые миры. А миры не могут исчезать. И на глазах зрителя происходит буквально воссоздание вселенной трех поросят. Но взрослые забыли, как выглядит мир, взрослые вечно все рушат, а помнят дети. И только дети могут перепридумать давно забытое.

«Чего мы боимся с детства, читая “Трех поросят”? Того, что их съест волк. А что, если начать спектакль с того, что волк их уже съел? И съел не только поросят, но и весь спектакль. А спектакль был так себе… Несвежий. И теперь у волка болит живот, и у него грустные глаза, и надо помочь ему найти аптеку, потому что та, что около “Таганской”, закрыта, и вообще кругом несправедливость. Да и что такое вообще справедливость? А если вы все же загрустили, потому что планировали попасть на спектакль, и билеты были дорогие, то не беда: все можно быстро сделать заново с помощью рисунков и книги Станиславского, в которой мы не все понимаем, но всегда можно додумать», — рассуждает Мария Трегубова, автор и художник спектакля.

Когда мир не будет прежним

В первой литературной версии сказки о поросятах два брата погибали, а третий побеждал волка хитростью. Во второй все трое оставались живы, но главным оружием все равно была хитрость. Уолт Дисней решил, что хитрости мало и нужен прежде всего труд. Сергей Михалков в своей интерпретации дал поросятам имена, наделил их яркими характерами и тоже сказал, что труд побеждает все. Но еще доброта, дружба и любовь.

«Три поросенка. Ой» — следующий этап эволюции сказки. Да, труд очень важен. Да, ум даст много шансов на выживание, но если ты отвернулся от своих братьев, от друзей — ты пропадешь. И это новая мораль: доброе сердце важнее всего на свете.

Любая сказка живет в нас, если она может встроиться в современность, впитать наши характеры, признаки быта, отразить реальную жизнь. И в этом спектакле все так и произошло. Это сказка о нас.

По мнению Марии Трегубовой, постановка во многом рассказывает о природе театра, очень живой и веселой, искренней и неуловимой.

«Мы можем болтать друг с другом, пока интересно и смешно, и не заметить, как уже погрузились в новую историю, которая набирает обороты. И мы опять боимся, что волк съест поросят, и поросята опять убегают, а волк уже сам не понимает, кто он: режиссер спектакля или голодный злой волк, что, по сути, одно и то же. И он опять сдувает домики, построенные из только что собранных у детей конфетных фантиков и декораций других спектаклей со словом “три” в названии. И опять поросята ищут убежища в каменном доме Наф-Нафа, но он их не пускает, потому что болел, когда в школе рассказывали про доброе сердце, а сейчас проходит по внеклассному чтению басню “Стрекоза и Муравей”. А к убегающим поросятам присоединяется третий — недоеденный волк — старый артист из спектакля, который уже не понимает, волк он или поросенок. Что, кстати, нередко можно встретить в повседневной жизни… А вообще ему пора домой, ведь жена список продуктов написала», — говорит художник спектакля.

Спектакль для детей…

«Три поросенка. Ой» — это на 100 процентов детский спектакль. Дети в зале молниеносно встраиваются, буквально живут в нем. Если ходить на детские постановки, становится понятно, что иммерсивность во взрослый театр пришла из детского. Именно детские спектакли всегда умели говорить с детьми и помогать детям говорить со спектаклем. И чем активнее погружаются в постановку юные зрители, тем яснее, что она получилась.

«Сделать детский спектакль, который, как хорошие старые мультики, можно смотреть в любом возрасте, было моей давней мечтой. Оказалось, что это задача не менее, а, может быть, и более сложная, чем если бы это был спектакль для взрослых. Потому что детей интересует самое главное и самое серьезное — вопросы, на которые взрослые не только боятся отвечать, но которые боятся даже задавать», — считает Мария Трегубова.

Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф узнаваемы. Они реальны: говорят, как дети, играют в те же игры, воспроизводят все желания современных взрослых от своих детей. И нет ни одного отрицательного персонажа-поросенка — они разные, с разными привычками, талантами и желаниями. Они живые.

…И для взрослых

Сделать спектакль, который будет одинаково интересен и детям, и взрослым, — сложная задача. В новой постановке много отсылок — и к современному кино, и к системе Станиславского, и к искусству как системе (один поросенок любит искусство и строит хлипкий Дом культуры), и к театральному производству (второй поросенок строит дом из реквизита, который нашел за сценой). На зрителя вдруг в буквальном смысле вываливаются то три сестры, то три мушкетера. Во всем есть ирония, добрые шутки, но чередование того, что понятно только взрослым, и того, что точно захватывает внимание детей, настолько быстрое, что ни первые, ни вторые не успевают соскучиться.

Взрослому кажется, что это все абсурд, ребенок понимает, что это и есть жизнь. В итоге можно достичь гармонии между младшими и старшими, примириться со своим внутренним ребенком.

«Мы, конечно, хотим, чтобы мостик между взрослым и ребенком был крепче, интереснее — такая задача у нас и была. Чтобы взрослые, которые пришли с детьми, получали не меньше удовольствия. Мы вместе с Аней (Анна Михалкова, актриса, продюсер, сестра Надежды Михалковой. — Прим. ред.) ходили на елки, на детские спектакли, и всегда один вопрос: почему ты свой выходной все равно тратишь на то, чтобы работать мамой маленького ребенка, которому нравится происходящее на сцене, но тебе не очень по душе? Мы хотели, чтобы и родители провели время с наслаждением, с какой-то теплотой в душе», — говорит Надежда Михалкова, режиссер, актриса, соосновательница компании по производству детского контента, в партнерстве с которой создан спектакль.

«В любой работе начинаю с поиска личной болевой точки и уже от нее все раскручиваю в расчете на то, что, если это будет точно нащупано смыслово и изобретательно придумано, найдет отклик у любого человека. И здесь почти нет скидок на возраст. Хочется, чтобы вышедший после спектакля зритель почувствовал себя как пыльное стеклышко, которое только что протерли, и проявились какие-то простые и главные вещи. Но для этого иногда из-под тебя должны выбить удобное театральное кресло, спровоцировать, перевернуть все с ног на голову», — добавляет Мария Трегубова.

Спектакль, который мог возникнуть только в Театре на Таганке

«Театр на Таганке всегда отличался стремлением к поиску новых форм, жанров и способов взаимодействия со зрителем. Мы не боимся экспериментировать и выходить за привычные рамки. Не так просто найти спектакль, который был бы интересен всей семье. В первую очередь мы думали о том, чтобы поставить спектакль для детей как для самых требовательных взрослых. Очень сложно ставить детские спектакли, потому что юных зрителей не обманешь. Важно найти баланс между простотой и глубиной, чтобы заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всей постановки, и в то же время сохранить диалог с родителями и не уйти в примитив. В этой плоскости решение о коллаборации оказалось естественным и точным. Мы объединили узнаваемый стиль Театра на Таганке, уникальную труппу и богатый опыт партнеров в создании масштабных постановок для детей. В результате этого сочетания получился первый кукольный спектакль для семейного просмотра, который переосмысляет знакомую с детства сказку Сергея Михалкова в современной эстетике и на языке, близком зрителям сегодня», — отмечает Ирина Апексимова.

«Три поросенка. Ой» — сложный, яркий, красивый и стремительный спектакль. Он вобрал в себя все современные театральные технологии и практики. Декорации Марии Трегубовой, музыка Настасьи Хрущевой, хореография Ксении Михеевой, куклы Максима Кустова и общая режиссура Кирилла Вытоптова — все это делает повествование цельным, органичным и одновременно понятным каждому.

«Это абсолютный кайф — придумывать такой спектакль. И тут нет разделения на декорации, костюмы, куклы, драматургию, музыку, хореографию… Это все одна ткань, одна история, рассказанная с помощью разных составляющих», — подчеркивает Мария Трегубова.

Но куклы и костюмы все же заслуживают отдельного внимания. Вы влюбитесь и в волка, и в трех поросят, и в бабочку, и, конечно же, в ежика.

«Что касается кукол, это целая наука. И с нами работал замечательный режиссер по куклам Максим Кустов. Он учил драматических артистов работать с куклами и воспринимал эту задачу как абсолютно неотделимую от тела спектакля, поэтому время от времени переключался на хореографию, работал с музыкой, ритмом. Куклы придуманы и сделаны в абсолютно разных технологиях, разными прекрасными мастерами. Не будучи специалистом кукольного театра, я много смотрела, во многое влюблялась, и мне хотелось использовать самые разные виды кукол, игнорируя идею единой формы. Но этот эклектичный набор должен создать стиль спектакля, довольно ясный и сформулированный», — поясняет Мария Трегубова.

В финале Наф-Наф строит огромный кирпичный дом, но на самом деле это настоящая стена Театра на Таганке. Это не декорация, а реальность, в которую все действительно поместились, примирившись друг с другом, с самими собой, изменившиеся и готовые строить новый прекрасный мир добра и света. В этом театре работал Давид Боровский — великий театральный художник-постановщик. По словам Марии Трегубовой, это тоже имело огромное значение, потому что создавать спектакль в столь могучем по своей истории театре — большая ответственность, и вызов, и счастье одновременно.

Премьера спектакля «Три поросенка. Ой» пройдет 25 октября.

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы