Окно в Тифлис 1920-х. Кураторский гид по выставке грузинского книжного авангарда
1920-е годы и первая половина 1930-х стали самым плодотворным временем в культуре и искусстве РСФСР и союзных республик. Галерея «На Шаболовке» предлагает познакомиться с этим малоизученным периодом истории Грузии. На выставке «Левее левизны. Грузинский авангард в книге», которая пройдет здесь с 24 апреля по 30 июня, будет представлено более 100 книг и журналов, оформленных известными грузинскими художниками с 1922 по 1937 год. Все издания были найдены историком книги и букинистом Павлом Чепыжовым во время поездок в Тбилиси. Самое важное о выставке — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур». Почему грузинский книжный авангард — это интересно Тифлис (название «Тбилиси» в русском языке принято после 1936 года) всегда был местом особой продуктивности для художников, поэтов и вообще людей искусства. Один из самых концентрированных моментов этой продуктивности пришелся на период с 1917 по 1922 год, когда в Грузии возникла независимая республика. В России шла Гражданская война, и многие представители русского авангарда уезжали из страны, в том числе и в Грузию. В Тифлисе появилось много литературных кафе, творческих объединений, выходило большое число экспериментальных книг, творили поэты и художники с мировыми именами. И этот период хорошо изучен с разных сторон — Алексей Крученых делал тогда свои самые новаторские книги, тогда же начинал теоретик русского авангарда писатель и художник Илья Зданевич, известный благодаря своим работам с Пикассо, Миро и Шанель. В 1922 году возникла Грузинская Советская Социалистическая Республика, и большая часть людей, составлявших богемную жизнь вольного Тифлиса, разъехались. Период 1920–1930-х годов до сих пор оставался малоизученным — все внимание исследователей оттянул на себя предыдущий. На самом же деле в грузинском авангарде после 1922 года было много интересного. Продолжали возникать авангардные группировки — действовала местная ячейка «Левого фронта искусств» («ЛЕФ»), к участникам которой регулярно приезжал Владимир Маяковский. Илья Зданевич уехал в Париж в 1921 году, но в Тифлисе остался его брат Кирилл Зданевич. В 1913 году Зданевичи вместе с искусствоведом Михаилом Ле-Дантю открыли художника Нико Пиросмани. После отъезда брата Кирилл Зданевич продолжал выступать связующим звеном между молодыми художниками и миром. Жизнь бурлила. Двадцатые годы XX века — время относительной творческой свободы, когда все передовые движения в искусстве поддерживались на государственном уровне. Это была очень благотворная среда. Красивые книги с потрясающим оформлением левых грузинских художников, чей дизайн перекликается с книжным дизайном того времени, но при этом самобытные и нестандартные, — вот о них мы и хотим рассказать московской публике посредством выставки. Про название Название выставки отражает представленное на ней направление. Нас интересует левый фланг искусств — именно там, на наш взгляд, шла самостоятельная художественная деятельность. «Левее левизны» — так называется одна из книг на выставке. Идеи левого искусства фактически были введены в 1920-е годы в Москве Владимиром Маяковским, Алексеем Ганом и Осипом Бриком. Они понимали под этим искусство, направленное в массы. Не элитарное буржуазное искусство дореволюционной России, а такое, которое должно влиять на жизнь простого человека и делать его гражданином советской страны и советских республик. Эта идея сильно прижилась в Грузии. Большая часть людей, о которых рассказываем на выставке, приняли большевистскую власть. Доходило до того, что они соревновались между собой, кто более левый художник и кто ближе к условным заветам Маяковского. Уже в 1931–1932 годах именно в книжных художественных объединениях проявил себя диктат того, что потом стало официальной грузинской литературой и искусством. Многие из сторонников левого искусства ушли в театр — в Грузии он был оплотом авангарда до середины 1930-х годов. Точка ставится на 1937 году, потому что в это время был расстрелян Сандро Ахметели, руководитель Грузинского театра имени Шота Руставели, да и в книжном дизайне к этому времени все стало довольно стандартным. В чем уникальность выставки Такого еще никогда не делали ни в Грузии, ни за ее пределами. Никто не выделял этот феномен целиком, известны лишь отдельные издания этого периода. Самое знаменитое, представленное на выставке, — журнал H2SO4 («Серная кислота»), напечатанный в 1924 году, каждая страница и разворот которого — произведения искусства. Это эксперименты с типографским набором, со шрифтами, наложенными на репродукции картин грузинских кубистов и модернистов. Плюс очень своеобразная и нахальная поэзия, часть которой мы перевели (переводы тоже будут представлены в экспозиции). Нам повезло найти разброшюрованный экземпляр журнала. Его развесили на выставке по разворотам, потому что каждый представляет собой нечто особенное. Подобного тоже никогда не делали. Исследователи не знали, к чему отнести этот журнал — то ли к русскому авангарду, то ли к восточноевропейскому. А на самом деле он демонстрирует все те разнообразные процессы, которые шли в Грузии. Ценность выставки в том, что феномен грузинского книжного авангарда рассмотрен и описан целиком, и можно посмотреть, как это выглядело, и вдохновиться именно тем, что делали грузинские дизайнеры в 1920-е годы. Эти идеи не использовались больше нигде. Мы даем полную картину — рассказываем о периоде, берем интересные графические работы из частных коллекций, чтобы показать переход от того, что чаще всего называют русским авангардом в Тифлисе, к грузинскому конструктивизму 1920-х годов. Это такое окно в грузинский мир начала 1920-х годов, редкая возможность посмотреть, что там происходило, через книгу. Выставка дает полное погружение в атмосферу Тбилиси — абсолютно книжного города, где до сих пор все парапеты завалены советскими изданиями, где в каждой уважающей себя интеллигентной семье есть своя библиотека. Книга — очень важная часть грузинской идентичности, и неслучайно, что именно в книжном дизайне, книжных изданиях происходили такие важные авангардные эксперименты. Что увидят посетители Гости увидят графику художников, оригиналы изданий, которые больше нигде не посмотреть в России, плакаты и отдельные развороты, если они представляют художественную ценность. Мы сделали также авангардную карту Тифлиса — ее можно брать с собой в Тбилиси и гулять с ней. На карте — основные типографии, театры, люди, которые жили не так далеко друг от друга. Тбилиси не сильно изменился с тех пор. Он перестроен, но общая структура города не изменилась. Посетитель сможет познакомиться и с теорией вопроса — на выставке много текстов, объясняющих, что происходило в тот период. Одними экспонатами выставка не ограничится — в пространстве галереи пройдут лекции по темам «Грузия и Маяковский», «Авангардный театр в Тбилиси 1920-х годов», «Конструктивистская книга в СССР в 1920-е годы», а в последние выходные апреля, мая и июня состоятся три кураторские экскурсии. Основное, что сможет вынести человек, который придет на выставку, это, безусловно, идеи. Графические и дизайнерские идеи, которые были в Грузии того времени, абсолютно уникальны и ни с чем несравнимы. Эта неповторимость связана с большой «эластичностью» грузинского алфавита. Его буквы можно вписывать в совершенно разные очертания — они могут быть более угловатыми или более округлыми. Они могут быть разнообразными. Грузинский алфавит по сравнению с кириллическим больше поддается экспериментам — это может быть интересно любому человеку, который интересуется визуальной составляющей и дизайном. Как появилась коллекция Она собиралась в Тбилиси, какое-то количество книжек было найдено в Москве, во Франции и Америке. Речь идет о 110–115 экспонатах, которые я собирал в течение пяти лет. Когда начинал ездить в Тбилиси, я был достаточно интегрирован в местный рынок. Я видел издания, часто оформленные относительно известными грузинскими художниками, про которые не существовало никаких сведений. Я стал их потихонечку подбирать, и по мере роста коллекции понял, что нащупал интересный феномен. В результате был создан каталог всего найденного. Это одновременно и исследование того, что происходило в Грузии в то время, и библиографический каталог. Теперь вся коллекция приехала в Москву, где первый раз будет полностью выставляться. Плюс ее дополнит графика из частного собрания Петра Навашина.