Изоляция Армении и России: пиар проекта Баку-Тбилиси-Карс армян не беспокоит
Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения. В Закавказье ожидается серьезный логистический бум? Грузинские, азербайджанские и турецкие масс-медиа все время пишут, что Индия, Пакистан, Афганистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизия наперебой делают заманчивые логистические предложения и потирают руки, планируя, как будут поставлять свои природные и энергоресурсы, сельскохозяйственную продукцию, трикотаж через Каспийское море в Турцию, и оттуда в Европу через Босфор и Дарданеллы. Не говоря уже о Китае, который, как известно, строит Великий Шелковый путь, благодаря чему намерен покорить европейские потребительские рынки. И продукцию свою китайцы будут перевозить исключительно через Каспий. Вот и Узбекистан, как выясняется из масс-медиа, нашел-таки оптимальное решение своих логистических проблем. Теперь есть "правильная" дорога, по которой узбекские хлопок и уголь чуть ли не сами собой поедут в Европу. А южнокорейцы и вовсе решили полипропилен и полиэтилен, закупаемый в Узбекистане и Казахстане, вывозить в Европу именно через Баку, Тбилиси и Карс. Во всяком случае директор компании The South Korean Black and Caspian Sea Export Company господин Ли Дон уже заявил, что фирма будет инвестировать в логистические проекты в этих двух странах. Ну, чуть ли не исключительно для того, чтобы иметь возможность сотрудничать с грузинской компанией Caucasus-Trans Express. "Проект века" Баку-Тбилиси-Карс оставили без рельсов>> В общем, если судить по публикациям, буквально на днях в регионе Южного Кавказа ожидается эдакий логистический и экономический бум, который выведет расположенные здесь государства в список процветающих стран. Проект откровенно политический, направленный на изоляцию отдельных стран в регионе Ну не всех, конечно. В этом проекте специально и целенаправленно обходятся некоторые из региональных стран. Армения, например, о чем взахлеб пишут, что "еще две страны присоединились к изоляции Армении". Речь идет, почему-то, о том же Узбекистане и… Индии. Ну, или Россия. Об этом, кстати, недавно высказался сам премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили — в том духе, что его страна предлагает партнерам альтернативный, в обход России, путь в Европу. Кстати, конкретно это высказывание премьер-министра Грузии, сделанное в ходе форума "Нового шелкового пути", который состоялся в Тбилиси недавно, 28-29 ноября, региональные масс-медиа постарались обойти стороной. Однако "Немецкая волна" местечковостью не страдает, и из выступления премьера выдернула в первую очередь именно это высказывание. На самом деле называть Квирикашвили политиком, страдающим русофобией, не приходится – в реальности он весьма адекватен в вопросах взаимоотношений Грузии с Россией. Однако в данном случае ему приходится выполнять достаточно тяжелую работу – рекламировать услуги железной дороги, на строительство которой потрачены серьезные деньги (Грузия залезла в долги и кредиты), а отдачи пока нет. Лишь один "показательный" состав, груженый 600 тоннами зерна прошел из Казахстана в Турцию. Авторам сугубо политического проекта Баку – Тбилиси – Карс действительно будет достаточно сложно уговорить потенциальных клиентов, что эта дорога из Центральной Азии через Каспийское море обойдется дешевле, чем железная дорога. Клиенты умеют считать деньги. И если знаешь, что хотя бы один раз придется загружать/выгружать железнодорожный состав с каспийского парома, то поймешь, насколько это дороже. Не говорю уже о том, что на границе Грузии с Турцией придется менять либо оси вагонов и железнодорожных цистерн (они разных стандартов), либо перегружать контейнеры на другой состав. Вряд ли кто из поставщиков товара в Европу готов пойти на такие траты. "Изолированных" ситуация не беспокоит Вот и приходится разыгрывать геополитическую карту ради возможности везти товар в обход России. Ну, чтобы соблазнить тех потенциальных клиентов, кто придерживается идеи международной ее изоляции. Что, собственно, и делают авторы проекта. Ведь оказывается, что на железнодорожную ветку Ахалцихе — Карс, позволяющую в обход армянского Гюмри (а ведь закавказская железная дорога всегда была связана с турецкой именно этим узлом) выходить на Турцию, было потрачено более миллиарда полновесных американских долларов. И отбивать эти деньги необходимо по максимуму быстро. Вот и рекламируют, кто во что горазд… Правда, самих Армению и Россию вся эта возня особо не беспокоит. Армения и так уже почти 30 лет находится в транспортной блокаде со стороны Турции и Азербайджана, на что, кстати, мировое сообщество не реагирует совсем никак. Это тем более странно, что та же Европа, например, подписала с армянами Соглашение в рамках "Восточного партнерства". В котором, между нами говоря, какие-то транспортные нормативы оговорены… Ну, а Россия… Тут, видимо, можно упомянуть лишь недавний комментарий министра иностранных дел Сергея Лаврова: "Россия тут ни при чем, железная дорога по нашей территории не проходит. Есть много аналитиков, которые рассматривают этот проект в политическом контексте, что кто-то остался вне проекта. У нас не такой подход". Более того, официальная позиция России заключается в том, что "…открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс — добавляет позитива Азербайджану, Грузии и Турции". И все. Так что можно предсказать, что в ближайшее время станем свидетелями серьезной пиар-кампании, которую действительно, как можно быстрее, следует запустить на полную мощность. Долги-то по кредитам капают… А вот то, что в горах Джавахетии уже начали разворовывать рельсы с простаивающей дороги, об этом авторы проекта стараются особо не распространяться.