"Железный" выбор: променяет ли Иран "опасный" Баку на "безопасный" Ереван
ЕРЕВАН, 16 ноя – Sputnik. Иран не особо расторопен в строительстве железной дороги с Азербайджаном, сказал Sputnik Армения иранист Вардан Восканян. Ранее глава ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавид Гурбанов заявил, что азербайджанская сторона уже выделила кредит Ирану в размере 500 миллионов долларов и кредитное соглашение парафировано обеими странами. Карабах в уме: Баку нацелился на иранские ракеты, но Тегерану не нужна война>> По словам Восканяна, информация о предоставлении кредита появлялась в СМИ уже несколько раз, но раньше времени. Кроме того, он не верит в то, что у Ирана не нашлось таких финансов. "Если учитывать "кодированное" поведение Ирана, то если Тегеран требует финансов для строительства железной дороги на собственной территории, то он в ней не особо заинтересован", — сказал Восканян. Причина этому в политике. По его словам, Азербайджан – единственная страна на Южном Кавказе, которая проводит явную или скрытую антииранскую политику, предоставляя свою территорию третьим силам для антииранской деятельности. Иран, по мнению Восканяна, считает, что Баку представляет для него определенную угрозу. Для Тегерана отчасти опасно само существование государства Азербайджан. Поэтому анализировать двусторонние отношения, основываясь только на экономике недальновидно. Армения, по его словам, намного более надежный и безопасный партнер для Ирана. "Двусторонние отношения с Ираном мы развиваем с учетом интересов двух стран. Следовательно, все крупные проекты между ними непосредственно не касаются сотрудничества Иран-Азербайджан", — сказал Восканян. Иран, по его мнению, рассматривает Армению, как важнейшее звено, связывающее Черное море с Персидским заливом. В свою очередь транспортные проекты с Азербайджаном должны обеспечить сухопутную связь Ирана с Россией. "Два эти направления – параллельны. Определенное конкурентное поле здесь создается, но они все-таки больше параллельны. Это не значит, что мы должны сидеть "без дела". Армения и Иран должны работать над реализацией своей повестки, в частности строительства дороги Север-Юг, и искать финансы для ж/д", — сказал Восканян. По его словам, это не только финансовый вопрос, но и проблема безопасности Армении, ее выход из изоляции. Железная дорога Иран-Азербайджан может стоить намного больше В том, что Иран особо не заинтересован в строительстве железной дороги, с Восканяном согласен и иранист Артем Тоноян. По его словам, об этом говорит и то, что, несмотря на первичную договоренность о строительстве железной дороги – каждый на своей территории, Иран не спешил с реализацией своей части. Тогда Азербайджан предложил выдать кредит. "Азербайджан слишком заинтересован в строительстве, этот проект входит в программу национальной стратегии – связать Запад и Восток, Север и Юг. Послужит ли эта сумма цели, или хватит ли ее – сказать довольно трудно", – сказал Тоноян. По его словам, например, стоимость Баку-Тбилис-Карс с первоначально заявленных 400 миллионов долларов по завершению выросла до 1 миллиарда. Армяно-иранский блицкриг: проект Анкары и Баку по изоляции Еревана провалился?>> Кроме того, рельеф местности, где будет строить дорогу Иран, очень похож на условия от Мегри до Еревана. Это еще одна трудность на пути реализации проекта. Он также считает, что Армения должна взять инициативу в свои руки в вопросе ускорения процесса реализации собственных проектов. "Для Армении имеет важнейшее значение железная дорога. Она важна и для Ирана, которая хочет уравновесить свою политику в регионе. Проект с Азербайджаном этому не мешает. Дело в деньгах, Армения ограничена природными ресурсами и должна сконцентрировать усилия Диаспоры", — считает Тоноян. Зачем Ирану брать кредит? По словам экономиста Атома Маргаряна, Иран находится под санкциями и дополнительные ресурсы ему не помешают, несмотря на то, что ИРИ построила определенный участок на свои средства. "В первую очередь, в строительстве железной дороги заинтересован Азербайджан. Сейчас трудно говорить, но, возможно, что в будущем она станет транзитной", — сказал Маргарян. Он отметил, что Армения также надеется построить железную дорогу в Иран, что требует больших расходов и пока вне ее возможностей. Взяв кредит в 500 миллионов, Исламская республика косвенно показывает своим партнерам, в том числе Армении, что из-за ограниченности ресурсов железная дорога Иран-Армения не становится реальностью. "Ведь с другой стороны для Ирана, конечно же, эта сумма не так велика с учетом тех выгод, которые принесет ему ж/д с Азербайджаном, включая возможность транзита", — сказал Маргарян. По его словам, сам Азербайджан потратил значительные средства на строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, предоставив кредит Грузии. Баку планирует соединить эту дорогу с Ираном, чтобы обеспечить необходимый грузопоток и доходность. Проект имеет и политический подтекст, Азербайджан пытается выдавить Армению из региональных проектов. Этот проект, по словам Маргаряна, однозначно конкурирует с проектом автомобильной дороги Север-Юг, которая проходит через Армению. "Нужно сделать подсчеты, какие грузы, из каких регионов будут идти через Азербайджан, будет ли это выгоднее, чем через Армению", — сказал Маргарян. Он отметил, что реализация проекта Север-Юг в Армении не успевает в сроки, поэтому страна должна форсировать свои действия в этом направлении. Ереван должен сделать все, чтобы представить свой, готовый вариант транзита для потенциальных отправителей грузов. По словам эксперта, еще одной заинтересованной стороной является Россия, которой выгодно отправлять грузы в Иран и Персидский залив, но на данном этапе она не участвует в проекте. Строительство железнодорожной линии Решт — Астара оценивается в 1,1 миллиарда долларов. Транспортный коридор "Север — Юг" призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией. Проект предусматривает, в том числе, соединение железных дорог Азербайджана, Ирана и России.