Неделя русской анимации в Грузии: зачем и кому нужна анимация?
ТБИЛИСИ, 27 сен — Sputnik. О впечатлениях, эмоциях, актуальности авторского рисованного анимационного кино и будущих идеях рассказали журналистам Лауреаты международных фестивалей, участники Недели русского анимационного кино в Грузии, которая впервые проходит в Тбилиси с 24 по 29 сентября 2017 года. Проект приурочен к юбилеям выдающихся мультипликаторов – 100-летию со дня рождения Федора Хитрука ("Винни Пух", "Каникулы Бонифация") и 90-летию со дня рождения Вячеслава Котеночкина ("Ну, погоди!"). Sputnik Грузия в 2017 году стал информационным партнером мероприятий Недели русского анимационного кино "Винни-Пух и все-все-все". Проект организован Международным культурно-просветительским союзом "Русский клуб" при поддержке Ассоциации анимационного кино России и Гильдии аниматоров Грузии. О зарождении идеи учредить Неделю русской анимации рассказала Нина Шадури-Зардалишвили, координатор проекта, представитель МКПС "Русский клуб". "Почему анимация? Мы живем в эпоху перемен, время довольно неспокойное и сложное. Поэтому нам показалось правильным выбрать то, что в наше неспокойное время совершенно не нуждается в переводе, что понятно любому человеку без перевода. А что понятно человеку без перевода? Это улыбка, рукопожатие. Анимация – это всегда рукопожатие и улыбка. И анимация – это то, что объединяет всех людей, вне зависимости от возраста, национальности, вероисповедания. Люди, смотря эти фильмы, вместе улыбаются, иногда вместе грустят, но вместе", — сказала Шадури-Зардалишвили. Аниматоры Об актуальности авторского рисованного анимационного кино в современной России откровенно рассказала участник Недели, аниматор Оксана Черкасова. "С рынком дело как раз не очень обстоит, потому что там какие-то бизнесмены, у них свои виды на это дело, они считают, что понимают и знают, что надо зрителям. И эта коммерческая анимация хорошо поставлена на поток. Они рулят, на самом деле, рынком. А наши фильмы показывают по каналу "Россия" поздно ночью или на других каналах, в то время, когда дети спят. Видимо, самое хорошее время отдается фильмам, которые, по их взглядам, впоследствии принесут им деньги. И мы, в основном, друг о друге узнаем на фестивалях", — рассказала Черкасова. Аниматоры Аниматоры также коснулись темы засилья на телеканалах России и других стран коммерческой анимации, что, по мнению участников Недели русского анимационного кино в Тбилиси, служит только пополнению бюджета стран, а никак не воспитательной функции и тем более тому, чтобы из детей выросли мыслящие, развитые, творческие и свободные люди. "Многие авторы сериалов полагают, что они как раз эту функцию могут нести. Когда сериал начинается, они говорят, что каждая серия учит ребенка чему-то конкретному. Но есть два "но". Во-первых, если ты делаешь, например, десять серий в год, то невозможно сделать их хорошо, это просто нереально. Это будет поток, это не будет произведение искусства, даже если пригласить высококлассных специалистов. А во-вторых, ребенок не может воспринимать, когда он смотрит на потоке. Должен быть какой-то перл. Типа, сегодня мы смотрим один мультик, ну как в "Спокойной ночи малыши". Вот в "Спокойной ночи, малыши" любой мультик будет иметь большее значение, чем те сериалы, просмотренные за день", — отметил аниматор Иван Максимов. Аниматоры Российские аниматоры обсудили тему авторских прав, заработка аниматоров, а также доступности авторской анимации для массового зрителя. "Это палка о двух концах и всегда вечная проблема. Либо фильмы будут лежать в интернете, и тогда авторы на них ничего не смогут заработать. То есть если в России ты снял фильм, он прокатился по фестивалям в течение первого года, ты его выкладываешь в интернет и рад хотя бы тому, что его могут посмотреть максимальное количество людей. Ты ничего не получил, но ты рад, что его увидели, перепостили и обсудили на форумах, что фильм живет какой-то своей жизнью. А, к примеру, во Франции обратная система – там работают авторские права, и фильмы выкладывать в сеть строго-настрого запрещено. Но ты получаешь за каждый просмотр процент", — сказала аниматор Юлия Аронова. Аниматоры Другого мнения придерживается аниматор Иван Максимов, который считает, что художник должен творить не ради денег, а ради искусства. "Это зависит от системы ценностей. Если надо заработать – это одна постановка задач. Меня деньги вообще не интересуют. Я считаю, что настоящее искусство должно быть, как можно дальше от денег. В смысле, свободным и бесплатным. И никаких авторских прав. На мой взгляд, понятие интеллектуальной собственности – вообще безнравственно, потому что, если я был бы верующим, я бы сказал так: если ты талантлив – это не твоя заслуга, это в тебе какая-то Божья искра. И брать за это деньги – грех. Потому что Бог тебя одарил для того, чтобы ты им делился", — сказал Максимов. Аниматоры О том, как развивается современная анимация в Грузии, рассказала председатель Гильдии аниматоров Кэти Джанелидзе. Она отметила, что на данное время анимацию в Грузии финансирует Национальный центр кинематографии Грузии, который выделяет на анимацию в год 150 тысяч лари (порядка 60 483 долларов). "Конечно, это очень мало. Но, к счастью, у нас есть молодые аниматоры, которые любят свое дело. Они делают проекты, как-то вырываются. Они пытаются найти финансирование не только в Грузии, а за рубежом, в разных фондах. Хороший тому пример — первый грузино-французский авторский проект Анны Чубинидзе "Карманный человечек", который вышел в прокат во Франции. Также в Грузии есть Дато Кикнавелидзе, который снял первый грузинский 3D-мультфильм Geno. Их несколько, но они есть, и они качественные, их работы трогают душу. И мы рады и надеемся, что все будет хорошо", — рассказала Джанелидзе. Аниматоры Кроме того, как отметила Джанелидзе, в планах у грузинских аниматоров есть идея учредить Фестиваль анимационного кино и назвать его "Ра-ни-на", в честь одноименной анимационной картины 1974 года по мотивам грузинской сказки. По словам же организаторов Недели русского анимационного кино, ожидается, что мероприятие примет традиционный ежегодный характер, а также расширит формат и подключит к программе аудиторию.