Замужем за грузином: знакомство с киноискусством. Часть 2
Итак мы с вами совершаем маленький экскурс в шедевры грузинского киноискусства. Сохраните в закладках, чтобы было легче оперировать именами и фактами. Прогульщики (2010) В своем очередном фильме "Прогульщики" Леван Когуашвили показывает поколение грузин, которым в момент распада СССР было двадцать лет, поколение, получившее советское воспитание и потому не способное адаптироваться к новым социально-политическим и экономическим изменениям. В центре сюжета — драма главного героя Чеки, безработного наркомана, который запутался в своих отношениях с женой и, хоть и любит единственного сына, ничего не может для него сделать. Время действия – правление Шеварднадзе. Камера беспристрастно выхватывает детали бытия – обшарпаные здания, нищету жителей, школу в центре города, где учителя пытаются проводить уроки. Рядом со школой – кучку тусующихся наркоманов. Им всем около 40 и выше. Весь день они заняты исканиями дозы, иногда им везет, иногда — нет. Отсюда склоки из-за всякой мелочи, готовые перерасти в кровавые наркоманские разборки и, конечно, полиция, которая мало чем отличается от тех криминальных субъектов, кого ловит не без пользы для себя. Чеки пытается сохранить человеческое лицо. Не хочет подсаживать на иглу сына своего школьного друга, как на этом настаивает полиция, чтоб нагреть руки на задержании сына министра. Режиссер не показывает выхода из тупика, в котором оказывается главный герой. И это правда жизни. Соскочить с наркотиков удавалось единицам. Фильм можно смотреть без перевода. Все настолько хорошо снято, что будет понятно без слов. Есть лишь ранняя осень, улицы Тбилиси, тихо играющий где-то саксофон — и усталый человек, которого оплетают, затягивают обстоятельства. "Прогульщики" вообще сняты не о героине. Фильм — о той самой внутренней борьбе, о которой писали Шекспир, Достоевский или, например, Золя. Поэтому он совершенно интернационален. "Улыбайся" (2012) Производство: Грузия — Франция — Люксембург. Этот фильм — участник престижной программы "Резиденция Каннского кинофестиваля", направленной на оказание поддержки молодым талантливым режиссерам, номинант премии "Оскар" от Грузии, обладатель гран-при CannesCinema, участник Венецианского фестиваля. Определеным образом этот фильм перекликается с известной работой Поллока "Загнанных лошадей стреляют, не правда ли?", события которого разворачиваются в Америке 30-х годов. Идея фильма "Улыбайся" появилась, когда режиссер Русудан Чкония снимала документальный фильм о бездомных детях и познакомилась с многодетной матерью Тамарой в приюте "Бедиан", в котором проживали семьи со сложной жизненной ситуацией. Тамара рассказала Русудан, как принимала участие в конкурсе красоты в Тбилиси, чтобы прокормить семью, ведь у нее на руках было семеро детей. Соревнование для женщин оказалось крайне унизительным и трагическим для каждой, но некоторые ситуации были настолько абсурдны, что Русудан Чкония не могла сдержать смеха. Режиссер была впечатлена историей Тамары и приняла решение снять полнометражный фильм "Улыбайся". Итак, сам сюжет. В Грузии проводится конкурс "Мать Грузии", в котором принимают участие десять женщин. Призом должна стать четырехкомнатная квартира и 25 тысяч долларов. Каждая из участниц мечтает о победе. И каждой эта победа нужна. Одна, беженка из Сухуми, потеряла сына и дом, сейчас вынуждена ютиться в больнице. Другая живет с матерью и детьми, муж ей изменяет (тоже распространенное явление). Здесь и ухоженная "жена политика", и настоящая мать с фигурой "Неолитической Венеры", и домохозяйка, и маменькина дочка, и изменница, и т. д. Кому-то совсем не нужны деньги, а нужен образ "настоящей матери" для политических дивидендов, а кого-то выселяют… И поначалу все идет по "бабскому" сценарию: сплетни, склоки, пересуды. "Поработаем над улыбкой", — говорит хореограф. Играет беззаботная песня Лу Беги "BabyKeepSmiling". Контраст между музыкой и реальностью жуткий. "Улыбайся" — это насилие, приказ. Нет большего страдания, чем улыбка сквозь слезы, когда испытываешь боль, и все это лишь для развлечения пресыщенной публики. Несмотря на все тягости жизни, женщины все живые, с чувством юмора и огромным сердцем. Ими движет любовь к детям, и ради этого они готовы на все. Во все времена Грузия держалась на плечах женщин. И в двадцать первом веке то же самое. Бытовые проблемы, по большому счету, всегда решает женщина. Детей воспитывает — она же. Она же должна сносить измены мужа и сохранить семью. При этом ей нужно быть верной и понимающей. Но сила грузинских женщин в невероятной любви к своей семье и огромном сердце. Еще один подспудный посыл. Картина также показывает современное состояние Грузии — этого перекрестка Европы и Азии, разрывающегося между сохранением своей истинной культуры и продажей идеалов. Победа, увы, не дарует счастья. Сами победители уже не рады — лучше, чтобы было все так, как прежде. Это печальная ода грузинским женщинам. Улыбка со слезами на глазах. Тэли и Толи (2015) Эта совместная работа России, Канады, Грузии, Греции. Необычная камерная комедия режиссера Александра Амирова о мирной традиционной жизни двух приграничных горных селений: грузинского Тэли и осетинского Толи. Местные жители считают границу абсурдом и грустной ошибкой, поэтому продолжают жить без оглядки на политическую ситуацию. Несколько веков подряд два живописных села Тэли и Толи, расположенные в ущелье Центрального Кавказского хребта, жили по-братски. Соседи с уважением относились друг к другу, женились и выходили замуж, вместе молились святому Георгию и вместе оплакивали усопших. Жителей в этих соседних деревнях осталось очень мало. Большинство перебралось вниз, поближе к цивилизации. Но остались еще горцы, верные своей малой родине. Например, из Тэли так и не уехал 70-летний грузин Кахи с семьей, а в Толи остались жить осетины Касиновы. Дружные и безобидные обитатели гор теперь вынуждены соблюдать закон о границе, который выдумали "глупые люди долины" и потому ситуация порой доходит до абсурда и приводит к нелепым и смешным ситуациям. Анекдотичны диалоги русского и грузинского "пограничников" и остальных героев, которым очень мешает закон о нерушимости границы. — Ваши бараны к нам, в свободную Грузию, бегут. — Вы через границу контрабанду переносите! — Какая еще контрабанда – три пирога. — Батоно Кахи, очень тебя прошу, границу не переходи! — … Гоча, ты зачем грузинские камни за границу кидаешь. — Раз по мосту нельзя, я по нашим грузинским камням перейду. Что ты мне сделаешь? У обоих сел есть два места, где "граница" не действует. Это церковь и местное кладбище, где вперемешку спят вечным сном предки осетин и грузин. Внезапно в селе появляется иностранец, который вносит неразбериху в отношения соседей. Основной посыл доброго и смешного фильма – самое главное, чтобы в головах у нас не было границ, загораживающих любовь друг к другу. Кино напоминает старые картины Георгия Данелия. Доброе, веселое, пошлость отстуствует. Сюжет незамысловатый и должен понравиться всем людям, которые хотят отдохнуть и расслабиться. В главных ролях Кахи Кавсадзе, Дагун Омаев, Нанули Сараджишвили и Нуца Хубулава. Слепые свидания (2013) Фильм Левана Когуашвили "Слепые свидания" совместного производства Грузии и Украины принес автору несколько призов на международных фестивалях. Жанр – комедия, хотя тут мнения расходятся. Слишком уж нестандартно снято. Конечно, легким я бы его не назвала. В нем освещены злободневные проблемы человека в современном мире, которые касаются каждого. Причем не важно, сколько тебе лет — сорок пять или восемнадцать. Главный герой – 40-летний интеллигентный, молчаливый Сандро, учитель истории из Тбилиси, который до сих пор живет с родителями. Его мама давно мечтает о появлении внуков, строгий папа тоже поучает сына, как правильно выбрать будущую жену, но Сандро не везет с женщинами, которых он и его друг Ива находят на сайтах знакомств. После очередного неудачного свидания Сандро, наконец, встречает Манану и влюбляется в нее. Он признается этой невзрачной женщине, что ни с кем ему не было так хорошо, как с ней. Но выясняется, что Манана замужем и ее супруг как раз выходит из тюрьмы по условно-досрочному освобождению. Сандро решает встретить Тенго у здания тюрьмы и поговорить "по-мужски". При первом взгляде на законного мужа сразу отпадает желание вести с ним разборки, но отступать уже поздно. Сандро в итоге вынужден назваться таксистом, которого Тенго нанимает для поездки. Все трое отправляются вместе в путешествие по Тбилиси. Едут они не по центру, а по окраинам, типичным спальным районам столицы, которые мало чем отличаются от новостроек других городов. Леван Когуашвили — мастер мелочей и емких диалогов. Смотрите внимательно. В фильме много метафор. Думаю, зрителю понравится прекрасная игра актеров, задушевная музыка под гитару и многое другое. Подобное кино предназначено для тех, кто никуда не торопится и не ждет спецэффектов с экшеном — действие фильма протекает настолько размеренно, насколько это вообще возможно. Данный фильм как бокал вина, каждый глоток которого очень долго смакуешь. Пожалуй, закончу на последнем факте. В 2014 году на 15-м фестивале европейского кино в Лечче (Италия) фильм "Слепые свидания" получил главный приз "Золотое оливковое дерево" за его способность рассказать сложную драматическую историю с легкостью и юмора и красотой поэзии.