Заявление пяти армянских писателей о геноциде в Ходжалы прибыло в Баку
БАКУ, 14 мар – Sputnik. В Баку проходит Международная научно-практическая конференция "Нагорно-Карабахский конфликт: истоки, миротворчество и роль гражданского общества", сообщает Sputnik Азербайджан. Мероприятие проводится общественной организацией "Центр истории Кавказа". Ахундов: армянский народ и сам страдает от "фейковой" историографии Открывая конференцию, заведующий сектором Администрации президента Азербайджана, политолог Фуад Ахундов призвал историков-исследователей выразить свою позицию в отношении фейковой армянской историографии. Он отметил, что во всем мире на данный момент идет борьба с фейками. Это происходит потому, что все понимают, что единое информационное пространство будет разрушено. "Армянский народ и сам страдает от "фейковой" историографии", — подчеркнул он. Завсектором отметил, что армянскому народу навязывают иллюзию о том, что в их стране все идет хорошо, что она развивается. Однако ни одна страна, даже сама Армения, за прошедшие 25 лет так и не признала Карабах. Ахундов добавил, что для снятия напряжения в карабахском конфликте, Азербайджану необходимо освободить оккупированные территории. По его словам, президент Армении Серж Саргсян – единственный в мире президент, не знающий моменты официальной историографии, за которую он воевал. Об этом он проговорился в ходе интервью с Владимиром Познером. "Наступил момент, когда все исследователи должны выразить свою позицию и убрать последнее пятно на постсоветском пространстве. После распада СССР историография республик изменилась, за исключением Армении, историография которой зиждется на фейковых моментах", — отметил он. Завсектором подчеркнул, армянский народ уже перешел в фазу понимания необходимости изменений в этом направлении. Ахундов рассказал, что народ в Нагорном Карабахе находится под страхом террора, но армяне вне региона начали активно вовлекаться в процесс урегулирования. Приезжают в Баку, это очень смело, высказывают свою позицию, за что им особая благодарность. Шевченко: категорически неприемлемо проведение этнических чисток Выступивший следом член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, политолог Максим Шевченко подчеркнул, что сложнейший вопрос, который сегодня существует во всех сферах – политической, экономической, военной — это карабахский вопрос. По его словам, Кавказ, Южный Кавказ особенно, исторически находился на стыке борьбы великих империй – Османской, Персидской, Российской, и каждая сторона предполагает, что эти территории принадлежат им. При этом Шевченко отметил, что подчинение Кавказа одной из сторон является неприемлемым решением: "Конфликты на Кавказе не решаются попытками на кого-то надавить. Категорически неприемлемый момент – это проведение различных этнических чисток, которые не должны быть оставлены без внимания и без должной оценки в XXI веке". Он напомнил, что азербайджанцы были массово изгнаны из Нагорного Карабаха и Армении, несмотря на то, что они проживали тут тысячу лет. По его словам, современный Азербайджан готовится не к войне, а ведет мирную жизнь, проводя ряд международных мероприятий – спортивных, политических. "У армян не наблюдается подобных инвестиций в национальный капитал, что является предпосылкой для неизбежного конфликта. Им приходится заимствовать извне, что приведет к зависимости", — подчеркнул российский эксперт. Шевченко отметил, что Россия занимает сдержанную позицию в карабахском конфликте. По его мнению, сегодня в Армении нестабильная экономическая и политическая ситуация, тем более что в преддверии парламентских выборов власти подогревают эскалацию конфликта изнутри. Политолог подчеркнул, что правящая партия Армении может выиграть только в союзе с дашнаками, которые до недавних пор использовали террор для преследования своих политических целей. Таким образом, сегодня в Армении война закладывается в политическую конструкцию. "Это проблема для всего Кавказа и для России. Мы не хотим войны на Кавказе", — указал он. Аветян: ходжалинская трагедия — не тема для торговли Далее слово было передано армянскому активисту Ваге Аветяну, который рассказал, что привез с собой в Баку заявления пяти армянских писателей в изгнании, живущих за рубежом, о геноциде в Ходжалы. По его словам, ходжалинская трагедия — не тема для торговли. Он отметил, что наши народы и политики считают: история может определить политику. "Необходимо донести до людей тот факт, что вне зависимости от того, кто как знает историю, не меняются международные нормы и отношения. Это касается и вопроса Карабаха, и территориальной целостности Азербайджана", — подчеркнул он. Активист подчеркнул, что ненавистью не удастся решить карабахский вопрос и добиться сближения двух народов. "Карабахский конфликт еще долго не решится – мы останемся в нем надолго", — сказал он. "Но я призываю всех не терять надежду и довести дело до конца", — подытожил он. Агаджанов: при поддержке Эчмиадзинской церкви была ликвидирована Албанская автокефальная церковь Выступивший следом украинский исследователь армянского происхождения, выходец из Карабаха Артур Агаджанов отметил, что на протяжении веков территория Нагорного Карабаха была ареной для различных войн и конфликтов. Он рассказал, что Карабах также был частью древней Кавказской Албании. У этого древнего государства была особая культура, история, зодчество, Албанская автокефальная церковь – одна из самых древних церквей христианского мира. Однако сейчас, отметил исследователь, это древнее наследие или уничтожается, или выдается за армянскую культуру и историю. Уже на протяжении двух веков армянские переселенцы из Турции, Ирана и Ближнего Востока (представители народа хай) пытаются приватизировать право своего автохтонства в Нагорном Карабахе. За этот период, по словам Агаджанова, при поддержке Эчмиадзинской церкви была ликвидирована Албанская автокефальная церковь. В результате ликвидации Гандзасара, Амараса, албанской церкви и других патриархских престолов культура, храмы, книги и наследие проживающих на территории Карабаха, а также в Южном Кавказе многочисленных народов были присвоены армянской церковью. "Часть этих народов – тюрки-кыпчаки, удины, айсоры, таты, курды и другие – приняли армянское григорианство. Однако, они не имеют никого отношения к армянскому народу и Эчмиадзинской церкви. Эти народы были силой армянизированы", — сказал он. По словам исследователя, все, кто говорил о том, что Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана и частью истории древней Кавказской Албании, христианской культуры, подвергали свою жизнь опасности. "Однако, мы не должны сторониться правды и вести борьбу. Мы готовы внести свой вклад в борьбу за восстановление Албанской автокефальной церкви. Мы с радостью приняли новость о том, что в Азербайджане восстанавливается процесс молитв в албанских церквях и храмах. В ближайшем будущем мы создадим структуру, в которую войдут люди, небезразличные к истории и судьбе Карабаха", — заключил он. Далее конференция продолжилась выступлениями остальных участников. Модератором мероприятия является директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов. В конференции участвуют Артур Агаджанов (Украина), Аделия Макарченко (Украина), Татьяна Крупа (Украина), Гурам Мархулия (Грузия), Мехмет Перинчек (Турция), Ваге Аветян (Швеция), Сюзан Джагинян (Армения), Максим Шевченко (Россия), Олег Кузнецов (Россия), Евгений Михайлов (Россия), Шухрат (Барлас) Саламов (Узбекистан). От Азербайджана в конференции принимают участие Фуад Ахундов — завсектором Администрации Президента; Фарида Мамедова — академик, член-корреспондент НАНА; Фархад Мамедов – директор Центра стратегических исследований при президенте Азербайджанской Республики; Хаджар Вердиева — профессор, доктор исторических наук, главный консультант Службы Госсоветника по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма; Эльшад Алили — сотрудник Центра истории Кавказа; Аббас Исламов — Институт права и прав человека НАНА; Тельман Гасимов – "Kavkaz Times"; Роберт Мобили — председатель Албано-Удинской Христианской Общины, профессор БГУ; Шамиль Сулейманлы — директор Центра новых образовательных технологий при Минобразования АР.