Кто заслуживает прощения

Без умения просить прощения и желания быть прощенным отношения между людьми невозможны не то что хорошие - вообще никакие. Если бы человечество не умело прощать, оно бы давно истребило себя в беспощадной вендетте. Но попросить прощения - значит признать себя виноватым, а это трудно. Кто-то считает способность просить прощения проявлением слабости, а кто-то слабостью называет умение прощать. Все ли заслуживает прощения? Все ли заслуживают его? Стоит ли, например, давать прощение тому, кто сам не умеет прощать? Обсудим тему с академиком РАН, руководителем клинико-диагностического отделения Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Юрием Бузиашвили. Чем взрослее становишься, тем меньше хочется кому-то мстить - Вам приходилось кого-то прощать? - Да, конечно. При этом постоянно приходится лавировать между тем, что, простив чей-то дурной поступок, мы, возможно, побуждаем виноватого к совершению еще более гадкого поступка, и тем, что умеющий прощать умножает свою мощь. Причем чем взрослее становишься, тем меньше хочется кому-то мстить. Человеку свойственно ошибаться, но Божий промысел прощения присущ не всем. Жизнь коротка, и годами нести в себе обиду на кого-то, вынашивать планы мести, тратить на это душевные силы мне представляется непозволительным расточительством. Прощение облегчает жизнь. Оно и для здоровья полезней, чем злопамятность, из чего, вероятно, религия и исходит, призывая к всепрощению. Человек, умеющий прощать, обычно счастливее того, кто прощать не умеет. А из двух собеседников всегда хуже выглядит тот, кто отпускает колкости в адрес другого, нежели тот, кто служит мишенью для критических стрел. Стремление задеть, уязвить, указать человеку на его недостатки ни к чему хорошему не приводит. В школе дети, бывает, акцентируют внимание на анатомических и физиологических пороках своих сверстников - смеются над заикающимся, дразнят излишне упитанного...Зрелый, здравомыслящий человек никогда себе этого не позволит. Но тот же кодекс, я считаю, должен действовать и в отношении человеческих поступков, пусть даже подчас некрасивых. Умение прощать - это практически умение понять. Тот, кто не научился прощать и тем более искать прощения, - не повзрослел. Порядочному человеку трудно прощать себя. Но иногда надо - Говорят, понять - значит простить. Но бывает ли так, что понять можно, а простить нельзя? - Именно так чаще всего и бывает. Никогда не забуду одного красивого молодого армянина, с которым я летел в Лос-Анджелес. Мы говорили с ним несколько часов. Я понял, что смысл его жизни - доказать геноцид армянского народа и отомстить. Но есть другой пример. Помните фильм "Крестный отец", тот эпизод, когда собираются главы пяти семей и дон Корлеоне призывает к миру. "Как случилось, что все зашло так далеко? Я не знаю. Это так печально, так никчемно. Татталья потерял сына, и я потерял сына. Мы квиты. Если Татталья согласен, я готов позволить всему вернуться на круги своя". - "Мы благодарны дону Корлеоне за эту встречу. Мы знаем его как человека слова, скромного и мудрого человека". Дон Корлеоне прощает убийство своего сына во имя будущего. Чтобы в будущем не было хуже. Ведь порой самая большая победа - прощение. - Вы легко прощаете вашим подчиненным ошибки и просчеты? - Бернанд Шоу сказал: "Молодости, которая ничего не прощает, прощается все. Старости, которая все себе прощает, ничего не прощается". Я давно руковожу коллективом и могу сказать, что даже за такой незначительный для страны период время изменилось. То, что считалось предосудительным тридцать лет назад, сегодня не возбраняется, и наоборот. Возвращаясь к вашему вопросу - я всегда стараюсь поставить себя на место провинившегося человека, чтобы его понять. Посудите сами, неужели наклеенная лучезарность младшего медперсонала в Европе стоит много дороже, чем вымученная улыбка нашей санитарки? Вы просто на минуточку представьте себе квартиру этой санитарки после тяжелейшего рабочего дня. Представьте ее быт, ее окружение, ее душевные порывы и мысли о будущем - и вы поймете, при такой жизни спасибо, что она хотя бы не кидается на людей. Поэтому я ее прощаю. Прощение - это лекарство. Лекарство для себя, лекарство для окружающих. Власть прощения доступна каждому, особенно руководителю. Но есть вещи, которые не прощаются. Вряд ли, например, можно простить человека, который прикидывался другом, а в итоге оказался недругом. Вряд ли можно простить супругу, живя с которой вы считали, что у вас есть семейный очаг, а его, оказывается, никогда не было, и это обнаруживается через двадцать лет, когда вам поздно что-то начинать. Нет, не все поддается прощению. Просить прощения - признак сильного человека - Умение прощать - это одна сторона дела. Но есть и другая - умение просить прощения. Вам приходилось просить прощения? - Безусловно. Может, я сейчас выскажусь пафосно, но просить прощения, когда ты виноват, - признак сильного человека. - Кто-то считает это проявлением слабости. - Ни в коем случае. Мне мой учитель говорил: "Прежде чем кого-то критиковать, оглянись на себя. Человек, не способный к самокритике, - полусумасшедший". В первую очередь надо подвергать критическому обследованию себя самого. Это сродни лечению. Если вы не можете поставить себя на место пациента, чтобы облегчить его страдания, вы плохой врач. А мы же все врачеватели друг друга. Я вырос в Грузии, где все делалось в угоду ближнему. Этим ближним был и родственник, и сосед, и друг, и друг друга, и друг соседа. Это было сообщество, направленное на взаимное угождение. В таком угождении не было ни грамма лизоблюдства, а было лишь стремление сделать доброе дело для друга, свата, брата. И такому угождению нет цены. У каждого свой лимит на прощение - Люди не любят просить прощения, потому что не хотят признавать себя виноватыми? - Вспомните фильм "Мимино". Там есть короткий эпизод: два козла сталкиваются лбами, а потом побежденный получает под зад рогами и понуро удаляется. Кому-то кажется, что если он попросит прощения, то уподобится козлу, которого выгнали с поля боя. А с другой стороны, не за все надо просить прощения. С этой точки зрения весьма полезен для чтения роман "Граф Монте-Кристо". Там сформулированы некоторые важные принципы жизни. Например, такой: не оставаться в долгу. Ни в хорошем, ни в плохом смысле. Вспомните, как поступает граф Монте-Кристо со своим врагом, написавшим на него донос. Он исходит из принципа, что, отомстив, можно об этом пожалеть, а простив, никогда об этом не пожалеешь. И он дарит своему врагу бриллиант. Этот бриллиант и приводит человека к гибели. Никого нельзя обязать к прощению сверх его возможностей. У каждого свой лимит на прощение. - У обид существует срок давности? Старую обиду легче простить, чем вчерашнюю? - Простить на словах и простить в душе - это разные вещи. Вспыльчивый человек никогда не познает истину. Иногда человек говорит: "Я тебя прощаю", а на самом деле не собирается прощать. Но не обязательно грубым образом сводить счеты с обидчиком. Можно просто посмеяться над ним. Самый веселый смех - это смех над теми, кто смеялся над вами. Такой смех тоже форма непрощения. Не дать по морде, а преуспеть, достичь определенных вершин, глядя с которых вниз можно смеяться на теми, кто смеялся над вами. Я все же за такое непрощение. Прощать врагов - это не только милосердно, но и практично - Кто, на ваш взгляд, не заслуживает прощения? - Алчный предатель. Столкновение с предательством - это как столкновение со стеной. Очень больно. - Предателям нет прощения? - Я считаю, что нет. - А врагам? - Бог учит нас любить и прощать своих врагов. Это не только милосердно, но и практично. - Практично? - Да. Если бы у нас не было врагов, мы бы не достигали в жизни много из того, чем можно гордиться. Наличие врагов - это стимул. Скажи мне, кто твой враг, и я посмотрю, чего ты достиг. Противостоять умному и сильному врагу - это надо уметь. Это побуждает тебя самого быть умным и сильным. Враги необходимы. У каждого преуспевающего или что-нибудь значащего человека обязательно имеются враги и недоброжелатели. В Грузии есть хорошая поговорка: глаз глазу был бы врагом, если бы их нос не разделял. Действительно, что делить глазам на одном лице? Но люди, к сожалению, в этом смысле слабы, завистливы и чрезвычайно зависят от чужих достижений. Порой, не оценивая свое, они очень детально, скрупулезно и необъективно оценивают чужое. Крупным личностям это несвойственно. Мой учитель Гдаль Григорьевич Гельштейн рассказывал такую историю. Он работал в начале своей карьеры у великого своего дяди, был такой профессор Элиазар Маркович Гельштейн, один из ведущих кардиологов-терапевтов нашей страны. Вдруг он меня вызывает, вспоминал Гдаль Григорьевич, и говорит: к сожалению, тебе придется искать другое место работы, да и мне пора уже заканчивать. А что такое? Назначена большая комиссия из минздрава, ее руководитель - Мясников. А Элиазар Маркович с великим академиком Мясниковым были на ножах. После прихода комиссии, продолжает свой рассказ Гдаль Григорьевич, вызывает меня профессор, весь красный, как рак, и говорит: ты представляешь, что со мной сделал Мясников? А что такое? Он пришел с комиссией, которая проверяла бухгалтерию и все остальное. А потом всем, кто с ним был, сказал: благодарю вас, идите, а нас оставьте вдвоем. И когда мы остались наедине, он посмотрел на меня и говорит: что вы сидите такой напряженный и красный? Неужели вы думаете, что я воспользуюсь этим формальным поводом, чтобы сделать вам что-то плохое? Как вам не стыдно так думать! И он написал наилучший отзыв. Хотя они были враги, идеологические оппоненты, соперники. - Для вас важно, за что вы прощаете человека? Или тяжесть вины вы не взвешиваете, она для вас не имеет значения? - Нет, имеет, конечно. Точно знаю, что в любви безусловно прощается то, что не прощается в дружбе. Ведь все относительно, и степень вины в том числе. Не случайно же в Уголовном кодексе есть "преднамеренное убийство с отягчающими обстоятельствами", а есть "убийство по неосторожности". Мой отец однажды в моем присутствии выслушал своего друга, рассказавшего печальную историю: его дочка вышла замуж, и вот этот муж, такой подлец, через два года совместной жизни поднял на нее руку. Я думал, что папа воскликнет: как он посмел! Но папа не проронил ни слова. Когда друг ушел, я спросил: "Папа, ты почему промолчал? Это же вопиющий поступок - ударить женщину". Папа сказал: "Да, сынок, он ее ударил, но мы не знаем почему. Может, за то, что она совершила, он должен был ее убить". Поэтому что такое прощение? Прощение - это оправдание. А оправдать - значит допустить, что в аналогичной ситуации вы, возможно, поступили бы точно так же. - Прощение означает незлопамятность? Простить - значит забыть? - Человеческий мозг ничего не забывает, он фотографирует все, что видел и слышал. Чтобы что-то "забыть", человеку нужно сделать усилие над собой. В данном случае постараться "забыть" обиду. Чрезмерно злопамятные люди больны и очень неприятны. Умеренность - страж жизни. Нельзя жить с постоянным грузом вины - Вам себя простить легче или труднее, чем другого? - Это очень важный вопрос. Каждый из нас на него отвечает по-своему. - А вы как отвечаете? - Мне себя простить труднее, чем других. Потому что сперва надо подступиться к мысли, что ты не прав. А эта мысль дается нелегко, она всегда соперничает с твоим эго, которое внушает тебе, что ты божий избранник и тебе принадлежит весь мир. Признать себя неправым - значит вызвать цепную реакцию. За признанием неправоты последуют извинения, за извинениями - потеря толики самоуважения. С каждым признанием себя неправым твои внутренние акции падают. Не всякий человек к этому готов. Но если тебя с детства приучили прощать и просить прощения, то эти умения дальше будут срабатывать как условный рефлекс. Помните знаменитые опыты академика Павлова с собаками, у которых на включенную лампочку выделялся желудочный сок? Так и с прощением. Если оно происходит на уровне рефлекса, то уже трудно определить, что здесь причина, а что следствие. Годы учат нас взаимотерпимости. А еще - ожиданию. Помню, когда я был маленьким и мы шли в кино, я никак не мог понять, почему эти взрослые идут так медленно, когда можно бежать, и тогда кино скорее начнется. И пока мы шли медленно, я туда-сюда бегал, как собачка, чтобы ускорить темп. Теперь моя походка стала намного медленнее, чем была в детстве и молодости. Я научился ждать. Научился не суетиться, хотя, признаюсь, не всегда мне это удается. Научился (а точнее сказать - учусь) смотреть на мир глазами человека, который старается многое в этом мире понять, а что-то и простить. Я люблю пересказывать сказанное в Ветхом Завете. Собрались как-то еврейские мудрецы обсуждать три вопроса - кто самый умный, кто самый сильный и кто самый богатый. Долгая дискуссия развернулась по поводу того, кто самый умный. Кто-то говорит - химик, кто-то - физик, кто-то - биолог. Старый еврей спал, потом проснулся и говорит: самый умный человек на свете тот, кто хотя бы раз в день задает себе вопрос, откуда он пришел и куда идет. Затем стали обсуждать, кто самый сильный. Кто-то говорит - каратист, кто-то - штангист, кто-то - боксер. Старый еврей опять проснулся и говорит: самый сильный человек тот, кто может обуздать себя в гневе. Потом давай они спорить, кто самый богатый. Тот, кто спал, к концу спора проснулся и снова сказал свое слово: самый богатый человек тот, кто на момент, когда задает себе этот вопрос, доволен тем, что у него есть. Вот такой человек, который знает, откуда он пришел и куда идет, который способен обуздать себя в гневе, который довольствуется тем, что имеет, - такой человек умеет прощать других. А себя он прощает с большим трудом. Порядочному человеку трудно прощать себя. Но иногда надо. Нельзя жить с постоянным грузом вины. Это приводит к депрессиям, психическим расстройствам. - Кто не умеет прощать, тот сам не заслуживает прощения? - Такие люди варятся в собственной злости. Это худшая форма жизни. Она вредна и для организма, и для восприятия действительности. Заслуживает ли прощения тот, кто других не прощает? Отвечая на этот вопрос, исходите не из того, нравится ли вам человек, не желающий никого прощать, а из собственных представлений о должном. Если вы прощаете всех, то должны простить и того, кто никого не прощает. Это и называется всепрощение. Визитная карточка Юрий Бузиашвили - заместитель директора Института кардиохирургии имени В.И. Бураковского Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, руководитель клинико-диагностического отделения, академик РАН, с 2011 г. по 2013 г. - главный кардиолог г. Москвы. Родился в 1954 г. в Кутаиси. В 1977 г. окончил 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова. С 1977 г. по 1982 г. проходил клиническую ординатуру и аспирантуру в НЦССХ им. А.Н. Бакулева и остался в нем работать. В 1989 г. защитил докторскую диссертацию. С 1999 г. - заместитель директора по научной работе Института кардиохирургии им. В.И. Бураковского; с 2004 г. - член-корреспондент РАМН. С 25.05 2007 г. действительный член РАМН. 27.03.2014 г. присвоено звание академика Российской академии наук.

Кто заслуживает прощения
© Российская Газета