Эксперт Демчиков: чаще всего подделывают запчасти на BMW, Mercedes, Toyota

Российский рынок автозапчастей за последние два-три года претерпел кардинальные изменения. Если ранее основной проблемой считался контрафакт, то сегодня отрасль столкнулась с более сложным комплексом вызовов, требующих системного подхода и инновационных решений. Об этом "Российской газете" рассказал директор по маркетингу информационно-торговой платформы Emex Иларион Демчиков.

Эксперт Демчиков: чаще всего подделывают запчасти на BMW, Mercedes, Toyota
© РИА Новости

"За период с 2022 по 2025 год рынок автозапчастей в России значительно трансформировался. Некоторые бренды покинули рынок, другие существенно сократили свою долю, однако это открыло возможности для выхода на новый уровень уже известных марок и появления новых брендов. Производители активно меняют стратегии, отказываясь от зависимости от одного региона и размещая производственные мощности ближе к конечным рынкам - в Восточной Европе, Турции, Мексике.

Современное состояние рынка характеризуется несколькими ключевыми особенностями. Наблюдается дефицит определенных видов запчастей, особенно лобовых стекол, кузовных элементов и автомобильной оптики. Критической остается ситуация с электронными компонентами - ключами, блоками управления и системами безопасности. Сложности с поставками крупногабаритных кузовных элементов и агрегатов возникают из-за новых ограничений со стороны ЕС, что заставляет перестраивать логистические цепочки.

В 2025 году прогнозируется рост цен на автозапчасти в диапазоне 5-15% по сравнению с предыдущим годом. Ключевыми факторами удорожания стали логистические издержки, курсовые колебания рубля. Волатильность валютного курса особенно влияет на стоимость импортных компонентов, составляющих основную долю рынка. Дополнительное давление на цены оказывают санкционные ограничения и необходимость перестройки логистических маршрутов.

Проблема контрафактных запчастей остается актуальной. По оценкам Национального автомобильного союза, объем подделок на российском рынке достигает примерно 50% в отдельных категориях товаров. Чаще всего подделывают расходники популярных брендов, включая BMW, Mercedes-Benz, Toyota, Volkswagen, Ford, Hyundai и Kia.

Наиболее часто подделываемыми категориями остаются тормозные колодки, фильтры различных типов, свечи зажигания, масла и технические жидкости, а также ремни ГРМ и приводные ремни. Для решения этой проблемы крупные производители и дистрибьюторы внедряют более строгую систему маркировки и защиты от подделок, включая QR-коды, NFC-метки и онлайн-проверку происхождения товара.

Активное развитие получил переход к цифровым каталогам и онлайн-торговле с интеграцией искусственного интеллекта. На рынке появились нейросетевые решения, анализирующие данные автомобиля и подбирающие совместимые запчасти по VIN-коду. Внедряются чат-боты, моделирующие работу специалистов-подборщиков в диалоговом режиме, а также ИИ-решения для обработки запросов в популярных мессенджерах. Мобильные приложения позволяют получать информацию о необходимых деталях, их наличии и ценах по уникальному идентификатору автомобиля.

В условиях роста цен наблюдается повышенный интерес к контрактным и восстановленным деталям. Рынок активно развивается после 2022 года, когда дефицит оригинальных запчастей стимулировал спрос на альтернативные решения. Власти поддерживают создание индустрии восстановления для снижения дефицита и стабилизации цен. Формируется дифференцированный подход: массовые компоненты дешевеют благодаря технологиям восстановления, появляются сертифицированные площадки с гарантиями на восстановленные турбины, коробки передач и блоки управления.

Таким образом, российский рынок автозапчастей эволюционирует от решения проблемы контрафакта к комплексному развитию отрасли через цифровизацию, диверсификацию поставок и создание альтернативных сегментов", - отметил специалист.