3 октября в ходе пресс-конференции «Языковая полиция» и огромные штрафы: подводные камни закона об украинском языке?» эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Денис Гаевский объяснил, почему Европа может не обратить внимание на этот закон. «К сожалению, публичная жизнь Запада деградирует до уровня его Восточноевропейских окраин. Я бы не ждал реакции от Евросоюза, если закон о государственном украинском языке будет принят. Тем более, если Латвию и Эстонию принимали в ЕС с существованием у них института неграждан. Это правовая аномалия — ни в одной стране мира такого нет», — заявил эксперт. Причем, по словам политолога, латвийцам и эстонцам языковая тема не помогла. Поскольку натурализация гостей из других стран в этих двух государствах Балтии практически остановилась — Гаевский говорит, что ежегодно в и в Латвии, и в Эстонии ее проходят меньше 1 тыс человек. «Потребности в натурализации там теперь нет — приватизация уже проведена, а во власть так или иначе избраться не дадут, на госслужбу — тоже», — сообщил аналитик. 4 октября депутаты рассмотрят четыре языковые законопроекта, которые прошли профильный комитет. Законопроект «Об основах государственной языковой политики» (так называемый закон Колесниченко-Кивалова) был принят 3 июля 2012 года. Документ вступил в силу 10 августа 2012 года. Он предусматривает возможность официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%. 24 февраля 2014, после госпереворота в Киеве, ВР проголосовала за отмену этого закона. Но тогдашний председатель Верховной Рады Александр Турчинов, в нарушение конституции исполнявший обязанности президента после свержения законного главы государства Виктора Януковича, под давлением общественности отказался подписывать принятый закон, и он не вступил в силу. 10 октября 2014 Конституционный суд открыл производство по делу о неконституционности закона Колесниченко-Кивалова. 28 февраля 2018 КСУ признал этот закон неконституционным из-за нарушений процедуры при его принятии.