Транзит: Беларусь преподала урок Эстонии

ТАЛЛИНН, 4 окт — Sputniк, Светлана Бурцева. В сентябре в столице Беларуси, городе Минске, провела работу XI Ассамблея международного Кконгресса промышленников и предпринимателей. Как рассказал Sputnik Эстония директор по развитию порта Силламяэ Андрей Биров, на международном форуме эстонский бизнес был представлен делегацией из пяти членов Ассоциации крупных предпринимателей Эстонии ESEA. Возглавил эстонскую делегацию совладелец порта Силламяэ и член правления ESEA Тийт Вяхи. В ожидании первого поезда из Китая>> Напомним, что Тийт Вяхи является вот уже десять лет активным членом МКПП, а также членом президиума МКПП. В рамках ESEA бизнесмены из Эстонии сотрудничают со своими коллегами из других стран не только в области транспорта, логистики, но и в различных отраслях производства и поставок сырья и энергоносителей. В китайском транзите рулят Беларусь и Россия Как уже многократно писал Sputnik Эстония, за последнее десятилетие в силу и эволюционно-экономических, и политических причин направление грузопотоков через Эстонию, как и вокруг нее, кардинально изменилось. Колоссальное внимание уже не первый год повсеместно уделяется поставкам китайских грузов в страны Европы. Естественно, китайский транзит стал одной из важных тем и на минских встречах в рамках Ассамблеи Международного Конгресса промышленников и предпринимателей. Беларусь достаточно быстро превратилась в основной центр перевалки китайских грузов. По словам Андрея Бирова, сейчас основная лавина грузов идет в европейские страны через Брест, а именно 95% всего китайского грузопотока. Одним из самых главных минских событий директор по развитию порта Силламяэ считает поездку в Великий Камень — уникальный индустриальный парк, расположенный в 25 километрах от города Минска. Территория Великого Камня площадью 91,5 квадратных километров разместилась в красивом природном комплексе. Недалеко от этого бизнес-города находятся международный аэропорт, железнодорожные пути, транснациональная автомобильная магистраль Берлин-Москва. По словам Андрея Бирова, было очень интересно побывать в Великом Камне, потому что это уникальный пример сотрудничества между странами — Китай, Беларусь с перспективой на всю Европу. Более того, заметил Биров, Великий Камень представляет собой огромный потенциал и распределительного центра для грузов, идущих по Трассибирской магистрали из Китая в Европу, и производственные площади. Китайские инвесторы ставят перед собой задачи поиска путей проникновения на европейские рынки. Организация производства в непосредственной близости от грузовых магистралей и перевалочных хабов — один из способов такого проникновения. Есть чему учиться Создание подобного индустриального и глобального распределительного грузового центра, как Великий Камень в Беларуси, по мнению Андрея Бирова, хороший урок Эстонии. Инфраструктура центра позволяет обрабатывать грузы, получаемые из Китая через Российскую Федерацию, и перенаправлять их по разным веткам европейского маршрута. Как считает Биров, в Эстонии уже есть похожие объекты. "Порт Силламяэ – аналогичный проект, только мы находимся на море, а Великий Камень – сухой порт, который находится на земле, и у них нет выхода к морю. Из Великого Камня грузовое направление идет на Брест, откуда грузы поступают прямо на Европу: на литовские порты, в Клайпеду, потом в латышские порты. На эстонские порты грузы приходят в последнюю очередь, потому что по железнодорожным тарифам мы находимся от Беларуси дальше всех", — объяснил Андрей Биров. Верхи не хотят, низы не сдаются>> Биров уверен, что гипотетическая возможность сделать аналогичный центр перевалки в Эстонии, например на инфраструктуре порта Силламяэ, есть. Грузовые поставки растут день ото дня. Транссибирская магистраль работает в системе китайского транзита достаточно активно, и ее роль в этой цепи будет только увеличиваться. Эстония могла бы постараться заполучить себе некоторое количество постоянных грузов, например, для Скандинавских стран. Что мешает эстонскому бизнесу работать с китайскими грузами Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Биров напомнил, что Беларусь входит в Евразийский союз, членство в котором обеспечивает стране льготную тарифную политику ОАО РЖД. Следовательно, китайским бизнесменам легко работать через Беларусь и Россию. Чтобы Беларусь могла сейчас иметь на своей территории такой перевалочный пункт, как Великий Камень, еще в 2010 году президент Беларуси Александр Лукашенко и председатель КНР Си Цзиньпин договорились о сотрудничестве в этой области. В 2013 году Беларусь и Китай на уровне руководства стран закрепили договоренности соответствующими документами. После специально для китайских инвесторов была выделена земля недалеко от Минска. Здесь бизнесмены из Китая и возвели индустриальный центр. По словам Бирова, в Беларуси это единственное место, где президент Лукашенко дал разрешение продавать землю в собственность, чем и воспользовались китайские инвесторы. В совместный проект Китая и Беларуси только китайских инвестиций запланировано за 30 лет более 10 миллиардов евро. На сегодняшний день уже инвестировано 50 миллионов евро. За эти средства построены и дороги, и железная дорога, все коммуникации, офисные здания, производственные помещения. "Китай, Россия и Беларусь изначально решают подобные стратегические вопросы на верхах, на уровне президентов и премьер-министров, а мы в Эстонии пока решаем на самом низу – на уровне бизнеса и предприятий", — пояснил Биров. Поэтому и получается то, что получается: грузопоток через Эстонию все меньше и меньше. По мнению директора по развитию порта Силламяэ, было бы здорово, если бы эстонские министры экономики, транспорта, а еще лучше, премьер-министр Эстонии, договорились о практическом сотрудничестве в области транспорта и транзита и с Россией, и с Китаем, и с Беларусью. За бизнесменами дело не станет. При поддержке государства они смогут эти договоренности реализовать, обеспечив страну на долгое будущее и рабочими местами, и налогами, и развитой инфраструктурой.

Транзит: Беларусь преподала урок Эстонии
© Sputnik Эстония