Россия "перекроет кран" портам стран Балтии
ТАЛЛИНН, 18 авг — Sputnik, Бурцева Светлана. В интервью Sputnik Эстония Игорь Арно, коммерческий директор порта Палдиски Северный, выразил уверенность в том, что у Российской Федерации есть все рычаги для того, чтобы лишить порты стран Балтии транзита белорусских нефтепродуктов. Даже попытки со стороны Литвы и Латвии предложить Беларуси конкурентоспособные, по сравнению с российскими, железнодорожные тарифы в данном случае не решат в пользу сохранения белорусского транзита нефтепродуктов. Претворение в жизнь плана переноса белорусского транзита – это всего лишь вопрос некоторого времени. В среду, 16 августа, на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России в Калининградской области вновь был поднят вопрос о прекращении транзита нефтепродуктов через порты стран Балтии. Президент РФ Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что необходимо увязать поставки нефти в Беларусь с транспортировкой нефтепродуктов из Беларуси через Россию. Премьер-министр России Дмитрий Медведев назвал перевалку грузов в российских портах стратегической задачей государственной экономики и отметил, что Россия должна соблюдать свои национальные интересы. Нет причин отдавать свои потенциальные грузы в заграничные порты. Также министр транспорта РФ Максим Соколов сказал, что было бы абсолютно логично переориентировать в Россию грузовую базу, приходящуюся в данный момент на страны Балтии. Объективно и рационально Игорь Арно считает, что со стороны России намерение перенаправить белорусский транзит в балтийские порты РФ понятно и объективно, поскольку касается, в первую очередь, решения экономических задач внутри самой России. Поставляя в Беларусь беспошлинную нефть на нефтеперерабатывающие заводы, в основном ОАО "Нафтан" в Новополоцке и "Мозырский НПЗ" в городе Мозырь, Россия, фактически, дарит другой стране рабочие места и часть дохода в свой собственный бюджет. Следовательно, Россия имеет право потребовать в качестве ответной меры транспортировку переработанных нефтепродуктов через свои порты. Таким образом, РФ обеспечит загрузку своих портовых мощностей, дальнейшее строительство и развитие портовой и сопряженной с нею инфраструктуры, создание рабочих мест, спрос на специалистов и так далее. Конечно, последствия изменения направления транзита с белорусских НПЗ, в первую очередь, больно ударит по Литве, отметил Арно. Белорусские нефтепродукты активно переваливаются через терминал Mazeikiu nafta и порт Клайпеда. В наименьшей степени негативные последствия таких изменений коснутся Эстонии. Как пояснил Арно, все топливо, которое проходит через Беларусь, продается на тендерной основе, то есть на готовых условиях отгрузки — FOB Рига, FOB Клайпеда (FOB – Free On Board, международный торговый термин Инкотермс, означает передачу груза покупателю на борту судна в порту отгрузки). Сейчас, по утверждению Арно, практически никогда топливо не продается на условиях FOB порт в Эстонии. "А теперь будет тендерная площадка FOB Санкт-Петербург или FOB Усть-Луга", — прогнозирует коммерческий директор порта Палдиски Северный. Главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, как писал Sputnik Эстония, акцентировал внимание на транзите нефтепродуктов в 5 миллионов тонн, который имеют порты стран Балтии, благодаря Беларуси. И это не окончательная цифра, объемы переработки на беларусских НПЗ могут расти. Следовательно, Россия объемы поставок нефти для переработки в приграничных регионах будет со временем только наращивать. Также белорусский экономист Дмитрий Болкунец отметил, что доставка нефтепродуктов с белорусских НПЗ до потребителей через порты, в основном, Латвии и Литвы (Эстонии в меньшей степени) до сих пор представляла собой наиболее короткий путь. Безусловно, это выгодно для стран Балтии, потому что дает доход от транзитных операций. Однако, решение РФ "максимально отвязаться" от портовой зависимости стран Балтии и попытаться исключить их порты из серьезного влияния в регионе уже принято. Пусть все идет через Санкт-Петербург Может ли Беларусь противостоять переносу транзита нефтепродуктов в связи с тем, что порты стран Балтии ближе? В принципе, все возможно. Но, как считает Игорь Арно, ничто не мешает России в таком случае поставить свои НПЗ в районе, например, города Ломоносов или вблизи порта Усть-Луга. Ведь европейский покупатель будет забирать груз все на той же тендерной основе. Если представить, что события разовьются таким образом, Беларусь лишится российского ресурса, на что вряд ли она готова будет пойти. А Россия ничего не потеряет. Наоборот, уверен Арно, Россия приобретет свои собственные нефтеперерабатывающие заводы вдоль европейской границы. При таком развитии сценария, отметил Игорь Арно, Эстония даже выиграет. Часть объема будет попадать в Эстонию, как в хаб северо-западного транспортного узла России, поскольку европейским партнерам из Италии и Германии это будет вполне удобно. "В этом смысле мы можем получить работу. Так что, да, пусть все идет через Санкт-Петербург,"- добавил Арно. Ранее Sputnik Эстония сообщал, что порты Эстонии и Латвии к 2020 году лишатся более 60% российских грузов. По словам заместителя руководителя Росморречфлота Надежды Жихаревой, грузооборот портов Северо-Запада России к 2020 году должен вырасти на 60 миллионов тонн в год, из низ 40 миллионов тонн придется на навалочные грузы. Предполагается, что прирост грузооборота произойдет отчасти и за счет переориентации российских внешнеэкономических грузов из портов сопредельных государств. А это должно составить более 25 миллионов тонн в год.