Проекты заморожены: как выкручивается Силламяэский порт

ТАЛЛИНН, 6 июн — Sputnik, Светлана Бурцева. Как уже писал Sputnik Эстония, уникальный порт Силламяэ строился специально для того, чтобы стать мостом между востоком и западом, однако в силу геополитических причин вынужден отказаться от перспективных проектов. В таких условиях владельцам порта остается лишь удерживать предприятие на плаву. Sputnik Эстония побывал на том самом месте в порту Силламяэ, где в свое время порт готовился работать с проектом Nord Stream. Место, где сейчас располагается основной терминал, представляет собой территорию в 40 га. Она отсыпалась и строилась первоначально в 2005-2007 годах для проекта Nord Stream 1. На этой территории должны были складироваться трубы газопровода, а также должен функционировать завод по покрытию этих труб специальными тремя прочными слоями изоляции. Да забирайте: Эстония отдала деньги финнам Но 27 сентября 2007 года пресс-секретарь компании Nord Stream Йенс Мюллер оповестил мир о том, что Эстония отказалась от своего участия в проекте, и компания возвратится к первоначальной идее прокладки газопровода через территорию Финляндии. В то время как Европейская комиссия назвала проект приоритетным, и строительство газопровода получило колоссальную поддержку ЕС, правительство Эстонии не разрешило прокладывать трубы в своих экономических водах, ссылаясь на возможность экологической катастрофы. Так газопровод, минуя территорию порта Силламяэ, ушел в порт Котка в Финляндии. "Терминал Nord Stream в Котка успешно работал все эти годы на Nord Stream 1, а сегодня работает и полностью загружен под проект Nord Stream 2. Финны были очень рады. Мы же потеряли порядка 100 млн евро", — вспоминая историю об упущенных возможностях, рассказал директор по развитию порта Силламяэ Андрей Биров. Потери от такого решения правительства Эстонии коснулись не только порта Силламяэ. В итоге вся Эстония недополучила прибыль от прохождения трубы в экономических водах страны, подешевевший на треть газ для жителей Эстонии и стимуляцию развития производственных мощностей в связи со строительством трубопровода, а следовательно, рабочие места и перспективы на будущее. В этом же 2007 году случилась "бронзовая ночь", которая также в последствие оказала негативное влияние на сферу транзита и связанные с нею области. А санкции против России в связи с украинскими событиями 2014 года только усилили отрицательные последствия для экономики страны. Перестроились, но потери не компенсировали Порту пришлось искать альтернативные пути для использования подготовленной под Nord Stream территории. В этом месте вырос большой общегрузовой и контейнерный терминал, и расположились 4 причала общей протяженностью около одного километра. Глубина причалов составляет 15,5 метров. Здесь можно увидеть внушительное количество контейнеров Maersk, самого большого в мире оператора контейнерных перевозок. А с ноября 2016 года курсирует еженедельная контейнерная линия Maersk. Порт продолжает развивать контейнерные поставки. Другой терминал — Silsteve — занимается общими генеральными грузами и контейнерами, а также перерабатывает древесину и грузы Ro-Ro. Терминал на 100% принадлежит владельцам порта. По словам Бирова, еще 2-3 года назад местная продукция в общем объеме перерабатываемых портом грузов составляла не более 8%. Сегодня порт увеличил экспорт эстонских грузов на различные рынки, и его доля составляет уже больше 20%. Так эстонская древесина экспортируется в Турцию, Китай, страны Скандинавии. В больших количествах идет перевалка эстонских зерновых. Конечно, в условиях, когда уменьшился транзит российских грузов, а нефтепродукты практически обходят Эстонию стороной, порт нашел некоторую альтернативу потерям, но компенсировать их полностью пока не удалось. Нефтяную брешь прикрыли сланцевым маслом Самый большой терминал в порту — терминал Аlexela Sillamäe. Основной владелец терминала — один из крупнейших нефти-трейдеров в мире голландская компания Trafigura, которая успешно сотрудничает с Россией. Аlexela Sillamäe специализируется на перевалке темных нефтепродуктов. Общий объем 32-х резервуаров терминала составляет 506 тыс. кубических метров. Однако с марта 2016 года нефтепродукты из России на Эстонию по железной дороге практически перестали поступать, поэтому порт и терминал в прошлом году организовали перевалку эстонского продукта — около 1 миллиона тонн сланцевого масла проходит через резервуары Аlexela Sillamäe. Поскольку в последнее время цены на нефть значительно выросли, сланцевое масло вновь вернулось на рынки. Пока сохраняется высокая цена на нефть, есть надежда, что сланцевое масло Эстонии, пусть частично, но компенсирует потери нефтяного транзита из России. Россияне перестали инвестировать Действующие в порту российские терминалы Eurochem terminal Sillamäe ("Еврохим") и Baltic chemical terminal (BCT, "Акрон ") на 100% принадлежат российскому капиталу. Терминал Eurochem terminal Sillamäe занимается перевалкой жидких химических и нефтехимических продуктов и метанола. "Еврохим" — это один крупнейших игроков не только на российском, но и на мировом рынках. Он имеет заводы, терминалы и дочерние компании по всему миру. Терминал компании "Акрон" Baltic chemical terminal переваливает жидкие минеральные удобрения, КАС (карбамидно-аммиачная смесь) и аммиак. Поскольку производство "Акрон" находится в Новгороде, предприятию удобно вести перевалку своего продукта через собственный терминал в порту в Силламяэ. Владельцы терминала Eurochem terminal Sillamäe планировали минимум в три раза нарастить свои площади. Но политические события заставили компанию "Еврохим" заморозить свой генеральный инвестиционный план строительства в порту Силламяэ. "АКРОН" также приостановил развитие своих мощностей. Порт отказался от перспективных проектов Начиная с 2014 года порт практически свел к минимуму свои собственные инвестиции. До конца текущего года в работе остался лишь один инвестиционный проект. Порт достраивает собственную железнодорожную ветку, чтобы грузы по колее шириной 1520 подходили непосредственно к причалам. По словам Андрея Бирова, это главная инвестиция последних лет. Директор по развитию порта вынужден с сожалением признать, что порт не может сегодня похвастаться новыми проектами. Ни терминалы, ни порт не готовы инвестировать в таких сложных условиях. Это нормальная целесообразная реакция бизнеса на внешний политический фон в стране. Конечно, планы для развития существуют, но пока лежат под сукном до лучших времен. А могло бы быть всем хорошо Поскольку компания "Российские железные дороги" максимально уменьшила планы на Эстонию, рассчитывать на увеличение грузопотока с восточной стороны пока не приходится. Как пояснил Биров, существующие сегодня планы РЖД в нашу страну составляют всего 6 поездов или 500 тысяч тонн груза в месяц. Это смешное количество маловато даже для одного порта Силламяэ. Что уж говорить за всю страну?! "В прошлом году в России был рекорд урожая зерна. В этом году будет рост экспорта зерновых из России. Мы могли бы подставить плечо и сыграть свою положительную роль в сотрудничестве Восток-Запад. Мы еще не переваливали российское зерно, но готовы работать в этом направлении. Если бы были железнодорожные планы РЖД на Эстонию, мы могли бы помочь в перевалке российского зерна," — сказал Андрей Биров. Несмотря на непростые отношения ЕС и России, директор по развитию порта Силламяэ признался: "Мы все-таки большие оптимисты, и очень надеемся, что сотрудничество России и Европейского Союза, Запада и Востока обязательно в будущем будет идти полным ходом, и тогда наш порт сможет заработать на полную мощь."

Проекты заморожены: как выкручивается Силламяэский порт
© Sputnik Эстония