Войти в почту

Режиссер Сергей Урсуляк о "вкусном" Таллинне и эстонском казачестве

ТАЛЛИНН, 9 апр — Sputnik, Лев Рыжков. Столица Эстонии — заповедное место для тех, кто делает кино. Старинные улочки центра города — сколько фильмов снято среди этих средневековых башенок! Это и "Гамлет" с Иннокентием Смоктуновским, где Таллинн был датским замком Эльсинор. И "Город мастеров", и "Три толстяка", и "Шерлок Холмс", и даже "Сталкер" Андрея Тарковского был снят в окрестностях тогдашней столицы Эстонской ССР. Сейчас, с появлением государственных границ, снимать в Таллинне российские кинематографисты стали хоть и реже, но не перестали это делать. Последним столицу Эстонии во главе съемочной группы посетил Станислав Говорухин, снимавший на улочках Таллинна натурные сцены фильма "Конец великой эпохи" по рассказам Сергея Довлатова. А незадолго до Говорухина в Таллинне побывал знаменитый российский режиссер Сергей Урсуляк, автор прогремевшей в те годы "Ликвидации". Сергей Владимирович возглавил, не побоимся этого слова, звездный десант, снимая многосерийный приквел "17 мгновений весны" — сериал "Исаев". Таллинн не потряс ценами - Сергей Владимирович, почему вы выбрали для съемок именно Таллинн? Да, в книге Юлиана Семенова "Бриллианты для диктатуры пролетариата" события происходят в Ревеле (старое название эстонской столицы), но ведь понятно, что съемки в Таллинне — не самый экономный вариант. Рассматривались ли другие города в качестве замены? — Не рассматривались. Во-первых, потому, что когда есть Таллинн, то зачем придумывать, что действие происходит в Пятигорске? Во-вторых, Таллинн хорош еще и тем, что в нем нет завышенных цен. То есть там все стоит ровно столько, сколько и должно стоить. Это касается и гостиниц, и актеров, и услуг, и еды. Он не потряс нас необоснованными ценами, понимаете? Благодаря этому у нас была возможность поехать, и мы этой возможностью воспользовались. Мы снимали почти месяц, замечательно и очень счастливо проживая и работая в столице Эстонии. И я вам хочу сказать, что я Таллинн, в принципе, очень люблю. - За что вы любите Таллинн? — Мне в Таллинне вкусно, это, во-первых. Мне в Таллинне красиво. Мне в Таллинне уютно. Я ощущаю там себя — не знаю, хорошо! Несколько городов в мире есть, где я ощущаю себя так же хорошо, откуда не хочется уезжать, куда хочется возвращаться. Таллинн — один из них. Играть по-эстонски - В "Исаеве" одну из ролей сыграл великий Лембит Ульфсак. Как вам с ним работалось? - Работать с ним было настоящим счастьем. Лембит был очень интеллигентным человеком. Вообще, в эстонских артистах — и в нем, как ни в ком другом — есть замечательная черта: они никогда не лезут в друзья, в близкое общение. Они сохраняют скандинавскую холодноватость. Но у Лембита эта холодноватость сочеталась с теплотой и замечательным юмором. Я не расскажу каких-то историй, связанных с ним, но наше общение было, как мне кажется, очень теплым. Он шутил, хотя он не был ни острословом, ни балагуром. Но он часто говорил какие-то очень точные и окрашенные замечательной иронией вещи. И я с удовольствием с ним работал. Он был просто чудный артист. - Но Лембит ведь был не единственным эстонским артистом? — Конечно! Я не могу не вспомнить замечательного артиста Тыну Микивера, которого не стало в конце марта. Он играл небольшую роль, но от его игры осталось замечательное ощущение. Кроме того, у нас играли прекрасные Тыну Карк, Тыну Аав. Был еще и четвертый Тыну — Тыну Оя. И я очень люблю Виктора Ланберга, который играл у меня немецкого резидента. Он не эстонец. Он — русский, наполовину немец. Замечательный, просто выдающийся артист. - В советское время актеры из Прибалтики, как правило, играли иностранцев. Понятно, что те времена давно прошли. Сейчас эстонские артисты чем-нибудь отличаются от российских коллег? — В эстонских артистах есть замечательная черта: они играют ровно столько, сколько нужно. У многих из них были небольшие роли. В России, как правило, все артисты пытаются в эту небольшую роль внести все, что они только могут. А эстонцы — в большей степени европейцы. - То есть, за что заплачено — то и отыгрывают? — Нет, я так не сказал! Нет-нет! Это именно умение правильно распределить себя в пространстве сцены, в пространстве роли. И это — не холодный расчет. Это правильное умение хорошо сыграть небольшую роль. В этом смысле я бы еще вспомнил Томаса Креэна, который играет в эстонском кукольном театре. Он — тоже замечательный артист. Он играл эпизодическую роль полицейского, который допрашивает героя Сергея Маковецкого. Там по ходу сцены он должен был допрашивать, относясь к нему сначала так, а потом — по-другому. И он это сыграл очень тонко, очень точно, просто замечательно. Прекрасный артист! О происхождении эстонских казаков - Таллинн, как мы с вами знаем, — город маленький. То есть съемки масштабного фильма могут пройти незаметно, например, в Москве. Но не в Таллинне. Я ни секунды не сомневаюсь, что известие облетело весь город. Что приехали вы — прославленный автор "Ликвидации", привезли с собой кинозвезд. И наверняка ведь вас там встречали, собирались зеваки? — Вы знаете, нет! Такого не было. Вообще я могу сказать, что у таллинцев замечательное, какое-то европейское воспитание. Все понимали, что мы занимаемся делом. И мы знали, что про нас знают. Когда мы по дороге заходили в магазины, нам говорили: "А вот ваши только что здесь были". И мы знали, кто такие "наши". Но ни секунды не было какого-то вмешательства в нашу работу, в нашу жизнь. Даже автографы или сфотографироваться не просили. - Сергей Владимирович, а какие локации или объекты вам запомнились? - Ну, вы знаете, мы обснимали весь Таллинн. Мне очень понравился вокзал. Но он был не в Таллинне, а в Резекне. Там старый-старый вокзал. Еще мы ездили на залив — такой, с огромными камнями, где мы снимали дачу, на которой жил герой Лембита Ульфсака. Это было за городом. Почему-то мне больше всего запомнились выезды за город. Вот там было особенно хорошо. Еще мы снимали в тюрьме! И мне очень понравилась старая тюрьма, бывшая, естественно. Прекрасный объект был. Его облюбовали какие-то театральные группы. Там, внутри этой тюрьмы, организуют различные праздники. Но мы там снимали коридоры и камеры. Старая тюрьма — это редкий объект, понимаете? Так-то Таллинн все знают, все кинематографисты его любят снимать. Но можно при желании найти какие-то эксклюзивные места. - А на каком из объектов было снимать труднее всего? — Пожалуй, труднее всего было снимать на корабле. Там стоял корабль, на котором мы тоже снимали и каюты, и внешнюю сторону. А труднее всего было там снимать по одной причине: это была сцена не таллиннская, а владивостокская. И мы снимали там Владивосток, поскольку у нас не было возможности снимать море в другом месте. И вот это было самое сложное, потому что нужно было держать в голове еще не снятые будущие куски. - Проблема была в том, чтобы выдать Балтику за Тихий океан? — Не только. Надо было еще понимать, какие будут переходы, и как это будет монтироваться с другими эпизодами. Я думаю, что никто сейчас не понимает, где у нас в фильме Крым (где мы тоже снимали Владивосток), а где Таллинн. А я это помню очень хорошо. Да, и еще однажды нам понадобились казаки с лошадьми. - В Таллинне? — В Таллинне, совершенно верно! Это было достаточно сложно. - А как же вы нашли казаков? — Ну, в Таллинне большая русскоязычная диаспора. Плюс нашлись хорошие всадники. И мы всех их, так сказать, одели, посадили на лошадей. - А лошади откуда взялись? Это была какая-то конюшня или что? — Да, лошадей мы брали там же. Своих лошадей мы не везли. Этим занимался ассистент по реквизиту. Я не знаю точно, откуда он их взял, но это были местные лошади. О чем плачет Снежная королева - У вас в съемочной группе было много эстонцев? — Нет. Местными были люди, которые организовывали нам съемки. То есть договаривались, искали локации. Местными были водители, которым я передаю пламенный привет. Люди, которые нас кормили, привозили нам обеды на площадку — это были все эстонские ребята. А так группа, конечно, была наша. Мы привезли с собой всех. - Что касается местных участников съемочной группы. Были ли какие-то проблемы, какие-то трудность, которую они решали? - Это случалось многократно. Потому что в Таллинне есть много мест, которые являются частными. И все окна выходят так, что мы, наверное, всегда кому-то мешали. И часто бывали случаи, когда надо было договариваться с соседним кафе, чтобы оно на короткое время прекратило свою работу. И в такого рода вещах именно эстонские товарищи нам помогали. Мне там понравилось снимать еще и потому, что обо всем можно было договориться. Все шли навстречу. И это не было, что называется, разорительно для нашей группы, как это часто бывает в других городах. - Ну, и в заключение вопрос, как водится, о творческих планах. Есть ли у вас какой-нибудь сценарий или проект, который вы хотели бы снять в Эстонии? — Вы знаете, я бы с удовольствием снял что-то в Таллинне. С удовольствием! Говорю это не для того, чтобы вам понравиться. Просто это правда. По Таллинну "плачет" "Снежная королева", по Таллинну "плачет" много всяких замечательных сказок. Но боюсь, что в ближайшее время это не получится. Я в Таллинн смогу приехать только как турист. Но сделаю это с огромным удовольствием.

Режиссер Сергей Урсуляк о "вкусном" Таллинне и эстонском казачестве
© Sputnik Эстония