Избежать столкновения с биотопливом Эстонии не удалось
ТАЛЛИНН, 15 мар — Sputnik, Алексей Тоом. Депутаты парламента Эстонии из комиссии по экономике наконец выслушали топливные компании страны и решили на год отсрочить вступление в силу требования разбавлять горючее биотопливом. Фирмам, торгующим бензином и дизелем, теперь предстоит выяснить, как решить проблему, избежав скачка розничных цен. В конце февраля местная топливная фирма Olerex выпустила в свет пресс-релиз, в котором сообщала общественности, что выполнение предписания о биотопливе в указанные сроки практически невозможно и в любом случае приведет к повышению розничных цен на горючее. Надо думать, аналогичные заявления, хотя и не в форме сообщений для прессы, прозвучали из офисов почти всех других торгующих бензином и дизелем компаний. Похоже, хоть и с опозданием, но они все же были услышаны правительством и парламентариями. Тем более что угроза кары со стороны Брюсселя за невыполнение в срок директивы о биотопливе как бы уже потеряла свою остроту (поправки к закону все же приняты). Эстонского биотоплива не существует Портал Sputnik Эстония ранее сообщал о том, как парламентская комиссия по экономике в январе этого года поддержала предложенные правительством поправки к Закону о жидком топливе, обязывающие поставщиков разбавлять его так называемым биотопливом. Иными словами, под давлением Брюсселя и в соответствии с общеевропейской программой снижения уровня воздействия транспорта на окружающую среду, Эстония должна добиваться сокращения эмиссии парниковых газов из выхлопных труб автомобилей. В данном случае за счет использования топлива, изготавливаемого из биологических отходов и некоторых растительных масел. В соответствии с принятым законопроектом, в мае 2017 года горючее должно было содержать не менее 3,3% биодобавок в пересчете на энергоемкость. А к 2020 году этот показатель в результате поэтапного наращивания должен составить 10% — и, как сообщают власти, эта конечная цель пересмотрена не будет ни по срокам, ни по цифрам. Таллинн не смог бы этого сделать даже при всем желании, поскольку даты и ориентиры установлены ЕС. Вероятнее всего, ситуация с биотопливом, да и вообще с торговлей топливом в Эстонии намного запутаннее, чем можно себе представить со стороны. С учетом того, что местные топливные компании и обслуживающие их фирмы, вроде лаборатории Analiit, где проверяется качество горючего, по каким-то причинам избегают общения со средствами массовой информации и крайне неохотно делятся информацией, выяснить истинную подоплеку дела довольно трудно. Однако очевидно, что собственное биотопливо Эстонии взять негде: его уже несколько лет никто в стране не производит. Как писал портал Sputnik Эстония, стране довольно долго удавалось потихоньку саботировать сомнительную брюссельскую программу тотального перехода на биотопливо. Отсутствие налоговых льгот и сложная рыночная ситуация очень быстро задушили национальные производства "чистого" горючего, в частности, из рапса. Так что непонятно, где брать биотопливо для смешивания его с традиционными нефтепродуктами, где смешивать и кто это будет делать. Если же завозить уже готовую смесь из-за рубежа, то во сколько это обойдется. Лучше поздно, чем никогда По словам председателя парламентской комиссии по экономике Айвара Кокка, процитированного государственной телерадиовещательной компанией ERR, закон можно применить, когда участники рынка будут к этому готовы. "Чтобы спешка не повлияла на рост цен на топливо и не дала какому-либо предприятию монопольное преимущество, и чтобы на рынке биотоплива заработала настоящая конкуренция, биодобавки должно предлагать несколько поставщиков. В настоящий момент биодобавки в зимнем дизельном топливе на эстонском рынке есть только у Neste. Поэтому другим участникам рынка нужно дополнительное время, чтобы начать выполнять установленные законом требования", — сказал Кокк. Парламентарий не пояснил, почему все эти обстоятельства выяснились лишь после утверждения поправок к закону о жидком топливе, а не до или хотя бы во время обсуждения поправок. В заседании парламентской комиссии, как сообщается, участвовали представители Союза топливных фирм Эстонии, компаний Orlen Eesti, Neste Eesti, Kroodi Terminal и Министерства экономики и коммуникаций.