Латвия считает убытки от возможного ремонта РЖД
Оксана Антоненко для Русской службы Би-би-си, Рига Транзит российский грузов через Латвию оказался под угрозой полной остановки из-за внезапного желания компании "Российские железные дороги" провести ремонт путей. Произошло это сразу после ареста главы "Латвийских железных дорог" (LDz) Угиса Магониса. В Латвии говорят о близких отношениях последнего с руководством РЖД. Скандал, связанный с арестом руководителя LDz, судя по всему, вышел за рамки исключительно латвийской истории. Серия противоречивых заявлений со стороны Москвы дала повод многим в Риге предположить, что после задержания Магониса на Латвию пытаются оказать давление. В последние несколько дней события развивались стремительно. В четверг утром вице-мэр Риги и председатель правления Рижского свободного порта Андрис Америкс сообщил о том, что Россия намерена отказаться от перевалки угля через Рижский свободный порт. По его словам, при реализации такого сценария латвийская экономика могла бы терять около 140 млн евро ежегодно. Через несколько часов информацию о приостановке перевалки российского угля и чугуна подтвердил министр сообщения Латвии Анрийс Матисс. Он также не смог предоставить официального подтверждения, сославшись на неофициальную информацию. "Никто ничего точно не знает" Вскоре эту информацию начали опровергать: сначала российские СМИ со ссылкой на РЖД, а затем и премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма. "Посольство Латвии в Москве сейчас в контакте с ответственными службами России. Официальные источники в России опровергают информацию о том, что транзит угля может быть прекращен. Министр иностранных дел Эдгар Ринкевич мне сообщил, что официальной информации от России пока нет", - сказала Страуюма в эфире радио Baltkom. Однако в три часа дня в четверг "Латвийские железные дороги" собрали экстренную пресс-конференцию, на которой исполняющий обязанности председателя правления компании Айвар Стракшас заявил о том, что Россия не просто прекращает перевалку угля. По его словам, РЖД информировала латвийскую сторону о двухмесячном ремонте путей на латвийском направлении, что, вероятно, затронет почти весь грузовой поток. Деталей, впрочем, было мало. "Нам известно только о том, что пассажирские перевозки, скорее всего, затронуты не будут", - сказал Русской службе Би-би-си пресс-секретарь "Латвийских железных дорог" Марис Озолс. По словам представителя LDz, у латвийской стороны нет официального подтверждения этого факта. Поэтому никто точно не знает, какой именно участок будут ремонтировать и как долго это продлится. Если речь идет об отрезке у российско-латвийской границы, то ремонт может сократить грузооборот между странами примерно в два раза. "Мы получаем российские грузы из двух направлений: через российскую границу и через белорусскую границу. При этом больше 50% грузов российского происхождения мы получаем по белорусскому направлению, потому что там у нас больше пропускная способность. Не так давно там была открыта вторая ветка", - пояснил Марис Озолс. При этом в LDz не могут припомнить другой такой случай в истории независимой Латвии, когда РЖД предупреждала бы о ремонте за считанные дни, полностью перекрывая грузопоток. Россия, со своей стороны, отрицает остановку транзита. "В настоящее время действительно ведутся традиционные для этого времени года плановые работы по ремонту инфраструктуры на Октябрьской железной дороге. Тем не менее, они не могут быть критичными для транзитных перевозок грузов, в том числе угля, в Латвию", - сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя РЖД. Латвия считает убытки Несмотря на неопределенность заявлений, латвийские предприниматели и политики уже начали считать убытки и готовиться к худшему. Для латвийской экономики транзит - это 10% ВВП, и в случае серьезных проблем в отрасли под ударом оказываются и "Латвийские железные дороги", и все три порта (Рига, Вентспилс, Лиепая), не говоря о налогах и смежных отраслях. Для LDz российские грузы обеспечивают около 70% оборота, для латвийских портов - от 70 до 80%. К тому же по железной дороге (через Россию и Белоруссию) в Латвию идут не только российские, но и азиатские грузы. По словам главы Латвийской ассоциации портов Карлиса Лейшкалнса, от каждой тонны, не переваленной в латвийских портах, страна потеряет примерно по 10 евро. При таком сценарии, по оценкам Лейшкалнса, потери для экономики страны могут составить около 600 млн евро. Портал bb.vesti.lv, в свою очередь, приводит цифры, которые ранее называл экс-глава "Латвийских железных дорог" Угис Магонис. По его словам, в случае полного прекращения российского транзита LDz потеряет 1,3 млрд евро, а ВВП Латвии упадет на 1,7%. Но тут, опять же, все зависит от того, какие ветки будут ремонтироваться. Однако уже через несколько дней градус тревожности спал, а исполняющий обязанности главы "Латвийских железных дорог" Айвар Стракшас заявил, что если ремонт на железной дороге не перекроет транзит полностью, то убытки для ЛЖД могут составить всего несколько миллионов евро. На фоне оборота в 440 млн евро это, в принципе, не так много. Кроме того, Стракшас добавил, что о незначительном ремонта путей компании друг друга информировать не обязаны. Оптимистичные заявления со стороны LDz прозвучали в тот же день, когда стало известно о возможном уходе из "Российских железных дорог" главы компании Владимира Якунина. В латвийском информационном пространстве фигура Якунина тесно связана с главой "Латвийских железных дорог" Угисом Магонисом, который как раз накануне был арестован по подозрению в получении взятки. За что арестовали Магониса? В Латвии ремонт на РЖД сразу связали с арестом Магониса, так как обе новости появились практически одновременно. Про возможную связь между двумя событиями с самого начала этой истории заявил, к примеру, евродепутат от Латвии Андрей Мамыкин, предположивший, что арест главы LDz мог бы отразиться на объеме перевозок. Позже эту версию поддержала и премьер-министр Лаймдота Страуюма, заявившая в интервью радио Baltkom, что остановка угольного транзита (на тот момент о ремонте путей известно не было) может быть связана с арестом Угиса Магониса. Магонис был задержан сотрудниками Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией Латвии по подозрению во взяточничестве. Как пишет газета Diena, в машине экс-чиновника нашли предполагаемую взятку в размере полумиллиона евро. СМИ предполагали, что эти деньги могли быть получены от эстонского предпринимателя Олега Осиновского, владельца компании Skinest. Бизнесмен категорически отверг эти предположения. Осиновский давно работает с компаниями "Латвийских железных дорог". Не так давно Skinest выиграла многомиллионный конкурс на поставку четырех старых дизельных локомотивов. Кроме того, латвийские СМИ сообщали, что Осиновский представлял интересы швейцарского концерна Stadler на аренду электричек для LDz. Stadler получил заказ стоимостью 274 млн евро, за эти деньги они должны были сдать в аренду до 45 электричек сроком на 15 лет. Однако затем соглашение было со скандалом расторгнуто: министерство сообщения Латвии решило, что аренда получается слишком дорогой, поскольку аналогичную услугу Эстония получила гораздо дешевле. Позже Stadler опровергла связь со Skinest, заявив, что сотрудничество не зашло дальше протокола о намерениях. "Мир вообще безумен" Имеет ли возможная взятка отношение к той или иной закупке, латвийские власти не сообщают. Зато местные СМИ не раз писали о тесных личных отношениях между арестованным Угисом Магонисом и главой "Российских железных дорог" Владимиром Якуниным. К примеру, Якунин частным образом посетил празднование в честь юбилея Угиса Магониса в Рундальском замке в марте этого года. В связи с этими обстоятельствами в Латвии гадают, мог ли "ремонт железной дороги" стать чем-то вроде предупреждения для латвийских правоохранительных органов. Комментаторы разделились на два лагеря: те, кто в это верит, и те, кто не хочет в это верить. К примеру, премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма верит: "Я думаю, что это [заявление об остановке транзита угля] может быть связано с задержанием Угиса Магониса, но это только предположение. Это мои личные догадки". Глава Латвийской ассоциации портов Карлис Лейшкалнс считает, что все разговоры об остановке транзита имеют политическую подоплеку. "Арест [Магониса] мог стать катализатором. Все предупреждали, что резкое ухудшение отношений [между Латвией и Россией] может вызвать не политическую реакцию, а ремонт дорог, - прокомментировал он ситуацию Русской службе Би-би-си. - Ну да, сейчас вся экономика - и латвийская, и российская - подпрыгнет только по той причине, что господина Магониса задержали. Если это так, то или российский мир, или мир вообще безумен. Так не может быть". Айгар Штокенбергс, экс-министр экономики, работавший и в структурах LDz, считает, что даже если это попытка давления на Латвию, то попытка довольно бессмысленная. "Выпустим ли мы Магониса из тюрьмы? Скорее, реакция будет обратная. Глупо надеяться, что кто-то воспринимает это всерьез", - сказал он в интервью Би-би-си. Теперь в Латвии ждут новостей о том, что последует за отставкой главы РЖД Якунина. И исчезнет ли с повестки дня вопрос об ограничение транзита.
