Новый "суперджет": Китай решил не повторять ошибок ARJ-21 и довериться России
Российско-китайский проект по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 имеет серьезную перспективу – считает старший научный сотрудник Центра комплексных и международных исследований ВШЭ Василий Кашин. Россия и Китай подписали рамочное соглашение по этому проекту Напомним, что сегодня с официальным визитом в Пекин прибыл президент РФ Владимир Путин, в рамках которого он проведет переговоры по широкому спектру вопросов с высшим китайским руководством во главе с председателем КНР Си Цзиньпином. Естественно, в контексте такого саммита было запланировано подписание большого числа соглашений между Россией и Китаем, включая и такой предмет двустороннего сотрудничества, как гражданское авиастроение. В силу этого, неудивительно, что между Объединенной авиастроительной корпорацией РФ и Китайской корпорацией гражданского авиастроения было заключено соглашение, определившее облик широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, а также спектр дальнейших работ по данному проекту. Безусловно, пока не идет разговора о том, что этот проект уже пошел в дело, и пока весь вопрос сводится к эскизным работам по CR929, но в перспективе данный лайнер может стать решением для гражданской авиации, как России, так и Китая. «На этот счет можно вспомнить заявление председателя КНР Си Цзиньпина, что такой самолет Китаю, безусловно, нужен, из чего можно сделать вывод о том, что политическое решение по этому лайнеру будет принято в Пекине», - заключает Кашин. В Китае существует спрос на такую машину Это важное обстоятельство, поскольку в контексте любого проекта по гражданской авиации изначально нужно определить рынок, где он будет оперировать, что, в конечном счете, и является главным моментом для такого проекта. Ведь именно этот параметр определяет, как коммерческую рентабельность, так и целесообразность проведения таких масштабных конструкторских и производственных работ. «Ниша для таких широкофюзеляжных самолетов в Китае есть, хотя бы исходя из огромных масштабов китайского национального рынка. Эта страна является, как колоссальной экономикой, так и самым населенным государством мира», - констатирует Кашин. Как замечает эксперт, в Китае есть спрос на перевозку граждан с севера на юг страны, для чего Пекину и понадобился авиалайнер подобного класса. И здесь нельзя забывать про огромную роль государства в китайской индустрии гражданского авиастроения, из-за чего совершенно ясно, что в случае реализации данного проекта Пекин обяжет местные компании закупить данный самолет. «Поэтому в случае, если этот лайнер будет соответствовать минимальному набору требований с точки зрения безопасности и экономики, то государство обяжет китайские авиакомпании закупать данную машину», - резюмирует Кашин. России такая кооперация с Китаем крайне выгодна По словам Василия Борисовича, этому самолету в случае успешной реализации проекта будет обеспечен большой рынок, а поскольку это так, то для России выгодно участие, как в разработке CR929, так и в его промышленном производстве. «Очевидно, что для китайского рынка данный самолет будет собираться в Китае, а для российского рынка – в России. Возможно, они будут несколько различаться по комплектации, но можно также предположить, что Россия могла бы поставлять и в Китай некоторые узлы и компоненты для этого лайнера, поэтому здесь у нас существует отличные перспективы», - заключает Кашин. Учитывая объемы китайского рынка, даже умеренная доля России в общей стоимости данного проекта, станет колоссальным прорывом для нашей гражданской авиации, которая, начиная с Ил-96, не реализовывала подобных проектов. «Это событие просто колоссально повлияет на наш гражданский авиапром и станет колоссальным импульсом для его развития, поэтому данный вопрос и обсуждается в рамках саммита между Путиным и Си Цзиньпином», - констатирует Кашин. Китай не сможет построить такой лайнер без России Здесь нужно обратить внимание и на то обстоятельство, что Китаю нужна Россия в рамках реализации данного проекта, хотя бы потому, что китайская гражданская авиация находится на невысоком уровне и не может самостоятельно разработать подобный лайнер, а он нужен Пекину для того, чтобы защитить свой национальный рынок. «У Китая в сфере проектов по гражданской авиации все обстоит не очень хорошо. Достаточно вспомнить проект китайского регионального авиалайнера ARJ-21, который они начали на несколько лет раньше нашего SSJ-100. При этом, когда работы только начались, все говорили, что у китайцев все получится, но на практике дело вышло иначе», - резюмирует Кашин. В результате, SSJ-100 уже сделано порядка 150 единиц, причем эти самолеты поставляются на экспорт, а что касается ARJ-21, то данный проект ограничился пилотной партией в 10 единиц и на этом закончился полным провалом. И это еще при том, что SSJ-100 в России считают неудачным проектом, который не реализовал полностью заложенные в нем задачи. «На сегодня ARJ-21 больше не производится, поскольку с ним у Китая только одни проблемы», - заключает Кашин. Все это говорит о том, что у России гораздо больше опыта в создании гражданских самолетов, чем у Китая, причем в отличие от Boeing и Airbus наша страна готова передать Пекину практически всю проектную документацию по этому проекту. Именно этими обстоятельствами и определяется интерес Китая к сотрудничеству с Россией.