Автор: Дмитрий Киселёв 15 мая в Китае завершился грандиозный международный форум по новому "Шелковому пути". В нем принимали участие 29 президентов и премьеров стран-участников мегапроекта Азии и Европы. Автор идеи лидер Китая Си Цзиньпин фактически предложил миру новый вариант глобализации. По-китайски. Желающие сотрудничать во имя роста экономики — производства и торговли — приглашаются в команду и получают от Китая огромные инвестиции. Общая сумма к 2030 году, как считают в Китае, может достигнуть астрономической цифры – 3 триллионов долларов! Это почти годовой бюджет Соединённых Штатов. За эти деньги Китай планирует, с одной стороны, получить возможности и для дальнейшего роста собственного производства, а с другой, — образно говоря, купить в Азиатском регионе мир и покой, ведь кто торгует, тот не воюет. В то же время эти триллионы — инвестиции в китайское представление об устройстве мира по Конфуцию, где желанный идеал — баланс и гармония, а не захват и диктат. Чувствуете разницу? Россию на форуме в Китае представлял президент Путин. Он заявил о своей поддержке проекта. Понятно, что журналисты задавали ему и каверзные вопросы, мол, не боится ли он поглощения со стороны Китая? "Россия не та страна, которая чего-то боится. И уж точно совершенно действия Китая не направлены на какое-то поглощение, ведь мы принимаем решение совместно. И мы не принимаем решений, которые идут нам во вред. А если это идет нам на пользу и в развитие нашей экономики, то чего же здесь плохого? Грех не воспользоваться теми возможностями, которые возникают в результате этого сотрудничества", — уверен Путин. Автор: Алиса Романова Самый нежный и прохладный, то есть лучший шелк — до сих пор из Сучжоу. Города на реке Янцзы и у моря, значит, влажность там что надо. Как и 2000 лет назад, подделку выявить просто — настоящий струится в руках. Первый караван, набитый тканями, ушел на Запад во втором веке до н.э. Китайским воинам были нужны лошади, Европе — шелк. Ценили его дороже золота. Шелк — самый ранний катализатор торговли через Среднюю Азию. Конечно, Китай вез не только его, а в Китай что только ни везли: от меха и специй до инжира, винограда и огурцов. Но эти дороги никогда не были стабильными. Караваны шли от оазиса к оазису. Маршруты сдвигались в зависимости от геополитического контекста. У нового пути пока тоже нет ни четкого маршрута, ни карт. Но Китай задумал завязать в одну паутину все проекты, которые уже есть в Евразии, и предложил шесть коридоров. Один пойдет в Монголию и Россию. Новый евразийский мост свяжет Тихий океан с Атлантикой. Тоже часть пройдет через Россию. Еще один — в Центральную и Западную Азию. К Персидсокму заливу. Другой — в Пакистан, Бангладеш, Индию, Мьянму. Наконец, шестой — на полуостров Индокитай. Отдельный путь пойдет по морю. Древний Увэй в самом центре Китая — когда-то жемчужина "Шелкового пути". Но с XV века бронзовел вместе с этими статуями. Пока проект "Один пояс" не вдохнул жизнь и деньги. В радиусе 800 километров живут 80 миллионов человек — целая страна. И новый логистический центр для них — это работа, инвестиции и рынок. "Мы строим платформу для компаний, ориентированных на экспорт. Она поможет снизить стоимость грузов", — отметил Ян Юй, представитель инвестиционной компании. Такие хабы Китай начал строить на суше и на море. Будет, как в древности: не прямой путь, а сеть. С узлами, то есть городами, портами, новыми мостами. Четкого плана у проекта пока нет. Но понятно, зачем это Китаю: ему нужно развить свои западные районы, ускорить доставку своих товаров. Если сухопутную "шелковую" дорогу когда-то убил морской путь — плавать было быстрее и дешевле — то теперь Китай хочет наладить железнодорожную связь через весь континент и даже дальше. О благах, которые принесет миру "Один пояс. Один путь", популярно объяснили в ролике агентства "Синьхуа". Когда он дотянется до Европы, красное вино в Китай будут доставлять на полмесяца быстрее. А когда до Юго-Восточной Азии, любой юноша в Малайзии найдет работу и сможет жениться. Грузовые поезда уже ходят и до Мадрида, и в Лондон — путь занимает 18 дней. Две недели до немецкого порта Дуйсбург. И по дороге, пересекая границы, не нужно каждый раз проходить таможню. Равных Китаю в строительстве инфраструктуры сейчас нет. Дома он проложил 22 тысячи километров железных дорог, средняя скорость — 300 километров в час. Тянет ветки до Лаоса и Таиланда. А еще дороги, мосты, порты — везде лучшие технологии. А главное — быстрота, с какой он все возводит. В мае запущен первый в Азии контейнерный терминал — в порту Циндао. Полная автоматика. Около 70 стран поддержали проект. Только почти полуторамиллиардная Индия против — форум в Пекине байкотировала. Ее возмутило, что коридор в Пакистан пройдет через спорный штат Кашмир. Его часть полвека оккупирована пакистанскими войсками. Индия же считает территорию своей. Не нравится Нью-Дели и то, что Пекин развил слишком бурную деятельность в Юго-восточной Азии. А когда "Шелковый путь" доберется до Шри-Ланки, местным не придется платить по непомерным счетам за электричество. Вливает деньги в Шри-Ланку, мешает делать бизнес в Лаосе. Хотя это Индия провозглашала стратегию "Действуй на Востоке". Индия все сильнее противостоит проекту, он представляет собой не что иное как колониальное предприятие, оставляющее за собой долги и разрушенные сообщества", — пишет газета Times of India. Но КНР объясняет: пусть идея ее и деньги тоже, Пекин инвестирует больше триллиона долларов. Но теперь проект века принадлежит миру. "После Второй мировой войны было 60 стран, а сколько их сейчас! Это же масса мелких рынков. Нужно их объединить. ЕврАзЭС тоже нужны эти связи, тот же выход к Индийскому океану. Дальнему Востоку нужно развитие, в том числе энергетических проектов", — отметил — Ван Ивэй, профессор Народного университета Китая. Конечно, "Один пояс" и "Шелковый путь" не обойдут Россию. Через нее пройдут минимум два маршрута. Москва и Пекин договорились соединить потенциалы "Шелкового пути" и ЕврАзЭС. Россия предлагает иметь в виду и "Северный морской путь" — еще одну транспортную артерию. "Наши китайские партнеры очень заинтересованы в тех возможностях, которые он представляет. Прежде всего, с точки зрения ускорения доставки грузов", — подчеркнул Андрей Денисов, чрезвычайный и полномочный посол РФ в КНР. Критики проекта говорят: в нем слишком много белых пятен и противоречий. Поезда из Европы возвращаются пока полупустыми. Будет ли окупаемость у "Одного пояса", пока не ясно. И вообще не сказка ли это на ночь, какую читает своей дочери в другом ролике — про "Шелковый пояс" и "Один путь" — журналист China Daily? Но древний "Шелковый путь" формировался веками. И Китай обычно никуда не спешит. До следующего форума — еще два года.