Экперт рассказал, что нужно для запуска единого энергокольца в ЦА
ДУШАНБЕ, 20 мая — Sputnik. В Казахстане 16 мая состоялось заседание глав энергетических ведомств стран Центральной Азии, где рассматривался вопрос о восстановлении Объединенной энергосистемы региона (ОЭС). Стороны согласовали проект резолюции. Когда он будет подписан – не известно, для этого нужно, как минимум, еще согласовать тарифы на транзит и поставку электроэнергии. Нерешенные противоречия На протяжении последнего десятилетия республики Центральной Азии живут в условиях автономного энергообеспечения в результате развала Объединенной энергосистемы, созданной в СССР. Причины понятны – каждый сам за себя. Страны низовья рек Амударьи и Сырдарьи (Узбекистан, Казахстан и Туркменистан), обладающие большими запасами углеводородного топлива, не могут договориться со странами верховья (Таджикистан и Кыргызстан), энергетика которых зависит в основном от гидроэнергоресурсов этих рек, отмечает Колесниченко. "Этих ресурсов с лихвой хватает для обеспечения внутренних потребностей в электроэнергии, но беда в том, что они лишены возможности в полной мере ими распоряжаться, ввиду того, что вода нужна для стран низовья, причём в летний, поливной (так называемый вегетационный период)", — подчеркивает эксперт. Для стран верховья, в свою очередь, вода нужна зимой для выработки электроэнергии на ГЭС. В этом заключается основное не разрешимое сегодня противоречие, вызванное географическим расположением стран-участниц конфликта. Это же является и основной причиной развала Объединенной энергосистемы, поясняет инженер. Эксперт поясняет на примере ситуации в бассейне реки Сырдарья. Основным инструментом водораспределения между странами в этом бассейне является расположенное в Кыргызстане водохранилище Токтогульской ГЭС. Согласно первоначальному проекту советского периода водохранилище должно регулировать средне-многолетний водоприток в объеме 11,5 км3 в пропорции: 8,0 км3 отдавать на ирригацию летом для стран низовья и 3,5 км3 зимой – на энергетику для Кыргызстана. "Но в настоящее время потребность Кыргызстана в воде составляет ровно наоборот — 3,5 км3 летом и 8,0 км3 – зимой. Кыргызстан мог бы полностью удовлетворить потребности Узбекистана и Казахстана в воде на ирригацию при условии компенсации ему зимней энергии от стран низовья, однако этот вопрос остаётся не решаемым. Вследствие этого Кыргызстан придерживает воду в водохранилище летом с тем, чтобы покрыть собственные потребности в электроэнергии зимой", — поясняет инженер. При этом, отмечает он, страдают обе стороны. Страны низовья выдвигают претензии к Кыргызстану, основываясь на историческом феодальном принципе справедливости – "вода принадлежит всем в равной мере для орошения существующих посевных площадей". Кыргызстан выдвигает контраргумент – "этот принцип не справедлив в эпоху, когда вода требуется не только для орошения, но и для производства электроэнергии". "В результате, дефицит электроэнергии в зимний период в Кыргызстане и в Таджикистане привел к несанкционированному с их стороны отбору энергии из Объединенной энергосистемы и, как следствие, к прекращению ее функционирования, — напоминает Колесниченко. Проблема, по словам инженера, усугубляется еще и тем, что Токтогульское водохранилище стремительно мелеет, запасы воды в нем за последние несколько лет сократились на 3,0 км3 в результате того, что отбор воды из водохранилища производился на уровне 14,0 км3 при среднегодовом объеме водопритока 11,5 км3. "Итак, в настоящее время, общий гидроэнергетический ресурс реки Сырдарья расходуется не рационально, энергетический комплекс работает отдельно и водохозяйственный комплекс отдельно. То есть зимние попуски воды из водохранилища используются только для выработки энергии в Кыргызстане, оставаясь не востребованным в странах низовья, в то время, когда каждый кубометр воды должен работать как для получения энергии, так и для ирригации. Примерно так же, с небольшими нюансами, используется и гидроэнергопотенциал реки Амударьи в Таджикистане, — говорит эксперт. Для урегулирования создавшейся ситуации и выработки общей позиции по водным вопросам, главы стран Центральной Азии учредили Международную Координационную Водохозяйственную Комиссию (МКВК), с расположением в Ташкенте, которая однако не смогла в полной мере устранить разногласия между странами низовья и верховья, вызываемые именно их географическим расположением. Не малую роль при этом, играет также кризис доверия между странами. Решения МКВК не являются юридическими нормами, нужны 2-х сторонние или многосторонние договора с соответствующими санкциями и штрафами. Есть рабочая схема Анатолий Колесниченко предлагает пути решения проблемы восстановления Объединенной энергосистемы Центральной Азии, и справедливого водораспределения. "Вернемся назад, к примеру, использования гидроэнергоресурсов реки Сырдарьи, а точнее – к регулированию воды Токтогульским водохранилищем. Главная задача заключается в том, чтобы, разработать такой режим его функционирования, при котором каждый кубометр его воды работал одновременно и на выработку энергии для Кыргызстана и на эффективное водопользование Узбекистаном и Казахстаном. Естественно, такой режим возможен только в условиях Объединенной энергосистемы республик Центральной Азии. Я разработал схему такого комплексного режима работы водохранилища – "Токтогульское Водохранилище – Нулевой Вариант", — говорит инженер. Этот проект в настоящее время находится на рассмотрении в Научно-информационном Центре Водной Комиссии (НИЦ МКВК) и в КДЦ. Суть проекта заключается в следующих 2-х мероприятиях: Первый — в летний период, при повышенных попусках воды из водохранилища на водопользование в среднем и нижнем течении реки Сырдарьи (земли Узбекистана и Казахстана), в энергосистеме Кыргызстана вырабатывается электроэнергия в объёмах, превышающих внутренние потребности республики. Эта энергия направляется в энергосистемы указанных стран. В зимний период, когда воды в водохранилище не уже не хватает, энергия возвращается из их энергосистем обратно в энергосистему Кыргызстана в том же количестве. То есть имеет место не бартер (вода на энергию), а своеобразное депонирование энергии (обмен летней энергии на зимнюю). Второй — Таджикистан также направляет часть своей излишней летней энергии в энергосистемы этих стран, но уже по схеме Энергообменного моста, то есть с возвратом себе в зимний период зимней энергии в половинном объеме, а вторую половину – в Кыргызстан. Таким образом, по предложению инженера, Узбекистан и Казахстан сколько энергии получают летом от стран верховья, столько же и отдают зимой, но при этом соблюдается принцип: каждый кубометр воды Токтогульского водохранилища работает одновременно как на энергетику, так и на водопотребление. В результате, все страны – участницы проекта получают преимущества. И вот какие. Плюсы очевидны Республика Таджикистан получает ежегодно дополнительно 1,0 млрд.кв./час. зимней энергии, в результате чего преодолевается кризис зимней энергии в стране. Республики Узбекистан и Казахстан получают в вегетационный период полностью воду, накопленную в водохранилище в соответствии с первоначальным проектом (8,0 км3), то есть почти в два раза больше, чем они получают в настоящее время. Кыргызская Республика получает ежегодно 1,0 млрд.кв./час. дополнительной энергии (по схеме энергообменного моста), восстанавливает проектный режим работы Токтогульского водохранилища, предотвращает его обмеление и обеспечивает работу гидроагрегатов Токтогульской ГЭС на повышенных напорах. Проектом достигается также снижение обмеления Арала вследствие того, что весь остаточный объем воды Сырдарьи (за минусом потерь на ирригацию) будет достигать моря, а не теряться в Арнасайском озере. Кроме того, отмечает инженер, появляется возможность ликвидации угрозы подтопления пойменных земель в среднем и нижнем течении Сырдарьи на территории Узбекистана и Казахстана. "Также на днях пришло сообщение о решимости центральноазиатских стран возобновить функционирование Объединенной энергосистемы региона с передачей летней энергии Таджикистана в Узбекистан в объеме до 5,0 млрд.кв./час. Не много ли? В связи с этим повторюсь, что без заключения нормальных международных договоров с государственными гарантиями проблема вряд ли будет решена, — заключил Анатолий Колесниченко.