Статья Нурсултана Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» («Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»), опубликованная накануне, 12 апреля, в газете «Егемен Казахстан», в считанные часы стала бестселлером. Видные казахстанские деятели — от политиков до политологов — в массовом порядке высказывают свое мнение по поводу публикации главы государства. Статья Назарбаева посвящена разъяснению вопросов, связанных с третьей модернизацией Казахстана, старт которой глава государства дал 30 января 2017 года в своем Послании к народу страны. Читайте также: Назарбаев объявил начало «третьей модернизации» в Казахстане «В этом году своим Посланием я объявил о начале Третьей модернизации Казахстана. Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления — политической реформе и модернизации экономики. Цель известна — войти в тридцатку развитых государств мира. Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения. Уверен, что все будет сделано в сроки и максимально эффективно. Но этого недостаточно. Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию — она выступит их сердцевиной», — пишет Назарбаев в вступительной части статьи. К слову, с полным текстом публикации в переводе на русский язык можно ознакомиться на сайте газеты «Казахстанская правда». Далее президент перечисляет программы культурного развития общества, которые были приняты и реализованы в республике. «Сегодня мы должны приступить к более масштабнойифундаментальной работе. Поэтому я решил поделиться своим видением того, как намвместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей», — пишет президент. По словам Назарбаева, для модернизации требуется выполнение нескольких условий, но в первую очередь — сохранение своей культуры и собственного национального кода. «Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Убежден: важнейшая миссия духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания», — отмечает автор. Что касается направлений модернизации, которая должна затронуть не только все общество в целом, но и каждого казахстанца в отдельности, то, как следует из статьи, их несколько. Это конкурентоспособность; прагматизм; сохранение национальной идентичности; культ знания; эволюционное, а не революционное развитие Казахстана иоткрытость сознания. «Общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции. Я вижу несколько конкретных проектов, которые можно развернуть в ближайшие годы. Во-первых, необходимо начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу. Мы очень бережно и тактично подошли к этому вопросу. Здесь нужна спокойная поэтапность. И мы готовились к этому с осторожностью все годы Независимости», — пишет президент. Как уже ранее сообщало ИА REGNUM, в своей статье Нурсултан Назарбаев дает обширные разъяснения на предмет того, почему настала пора распрощаться с кириллицей. «Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке. Поэтому 2025 год не за горами, и Правительству нужно иметь четкий график перехода казахского языка на латиницу», — отметил он. Еще одним проектом, предлагаемым президентом, станет «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам. Для подготовки этих учебников глава государства предлагает создать Национальное бюро переводов, которое займется по заказу правительства переложением лучших мировых учебников мира на казахский язык. Следующий проект — «Туған ел» (родная страна) — будет направлен на развитие патриотизма — любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. «Необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Второе: это содействие бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции и молодежи, которые переехав в другие регионы страны, хотели бы поддержать свою малую родину. Это нормальное и патриотическое желание, и его нужно поддерживать, а не запрещать. От малой родины начинается любовь к большой родине — своей родной стране (к Казахстану)», — поясняет глава государства. Еще один проект, который по мнению Назарбаева, необходим Казахстану — «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые,"Сакральная география Казахстана». «Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символыдругих народов. А им может противостоять только собственная национальная символика. Культурно-географический пояс святынь Казахстана — это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века. Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект», — уточняет Назарбаев. Президент также предложил направить внимание общества на современность и современников в проекте»100 новых лиц Казахстана». «История Независимости — это всего лишь четверть века. Но каких! Исторический масштаб свершений не вызывает сомнений. Однако часто за рядом цифр и фактов не видно живых человеческих судеб. Разных, ярких, драматических и счастливых. Проект «100 новых лиц Казахстана» — это история 100 конкретных людей из разных регионов, разных возрастов и национальностей, которые добились успеха за эти стремительные годы. Мы должны сделать их героями нашей телевизионной документалистики. Мы должны сделать их образцом для подражания, для трезвого и объективного взгляда на жизнь», — резюмирует президент Казахстана. В Казахстане со времен обретения Независимости заведено, что каждое всенародное выступление главы государства — будь то послание или же статья в газете — тут же получает массу откликов и рецензий. Все они, без исключения, исключительно положительные. Поэтому неудивительно, что новую публикацию Назарбаева постигла та же участь. Но примечательно, что более всего казахстанскому обществу пришлась по душе идея о переходе на латиницу. «Вы знаете, что вопрос о переходе на латиницу поднимается не первый раз. В Послании Главы государства несколько лет тому назад вопрос был четко обозначен. В целом, я считаю, это правильный шаг. Это прогрессивный шаг для нашей страны и мы должны понимать, что нам будет необходим какой-то определенный переходный период. Есть определенные сложности, связанные с подготовкой населения, с проведением разъяснительной работы, необходимых научных разработок в этом направлении. Но в стратегической перспективе, я считаю, что переход на латиницу для нашей страны — правильный шаг, который отвечает национальным интересам нашего государства. Это должно происходить поэтапно, спокойно. Госорганы не должны превращать этот процесс в «кампанейщину», — заявил по этому поводу председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса (нижняя палата) парламента Маулен Ашимбаев. «Нужно отметить, что обращение опубликовано только в «Егемен Казахстан» и только на казахском языке. Статья главы государства — политико-идеологический документ, конкретизирующий государственную идеологию, который станет новой идеологической платформой», — в свою очередь отмечает казахстанский политолог Ерлан Карин. «Если правильно подойти к анализу статьи, если будет хорошая, содержательная дискуссия, то можно выжать технологические ходы, госпрограммы, которые позволят модернизировать общество. То, что Президент предлагает начать большую дискуссию на государственном языке, это о многом говорит. Это, прежде всего, обращение к казахам, которые несут наибольшую степень ответственности за будущее страны. Это не разделение людей. Чтобы ни случилось, казахи несут в стране двойную ответственность», — подчеркивает другой политолог Айдос Сарым. При этом он акцентирует внимание на вопросе перехода на латиницу. «Сейчас этот вопрос актуализируется (переход на латиницу), я думаю, он правильный. Для чего это нужно? Прежде всего, речь идет о цивилизационном векторе. То есть, мы начинаем по-новому осмысливать свое собственное бытие. Выбор алфавита — это как выбор судьбы…», — добавляет Сарым. «Новая статья Главы государства дает исчерпывающие ответы на целый ряд вопросов, которые давно беспокоили казахстанцев относительно «духовных скреп» нашего общества и, самое главное, формирования сути национальной идеи. Государство и нация должны быть подобны не застывшему металлу, а живому организму, способному постоянно развиваться», — в свою очередь признался первый заместитель председателя партии «Нур Отан» (председателем этой партии является Нурсултан Назарбаев — ИА REGNUM ) Мухтар Кул-Мухаммед, добавив что уникальный программный документ, обнародованный сегодня президентом, получит абсолютную поддержку всех казахстанцев. Между тем, как ранее сообщало ИА REGNUM, на некоторых российских сайтах уже зазвучали комментарии о том, что Казахстан, выбирая латиницу, делает ставку на сближение с тюркским миром и Турцией в первую очередь, но в то же время на отдаление от России. Отметим, что в Казахстане с такой трактовкой не согласны. К примеру, известный казахстанский писатель, автор уникального учебного пособия «Ситуативный казахский» Канат Тасибеков в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил, что никакой политической подоплеки в этом вопросе нет. «Огромным плюсом перехода на латиницу считаю решение проблемы терминологии в казахском языке, так как это позволит термины, взятые из русского и других языков, привести в соответствие с казахской фонетикой и использовать как казахские слова в латинском написании. Но самое главное — латинизация позволит провести модернизацию казахского языка, подобной таковой, которая в свое время была сделана в Турции. В казахском языке огромное количество слов, которые пишутся в двух-трех вариантах, в словарях с латинской графикой же будут установлены орфографические нормы их написания. В то время, когда обсуждаются сроки перехода, многие при письме на казахском уже перешли на латиницу, поскольку это удобнее, чем писать на кириллице с использованием специфических букв казахского алфавита, — говорит Тасибеков. Он также напоминает, что обсуждение перехода на латиницу в стране вспыхивает каждый раз, как только об этом напомнит президент. Но потом весь шум стихает: «Так было в 1989 году, когда был принят закон о языках, в 1992, 1995 и 2006. Сейчас, принята «Стратегия 'Казахстан-2050 новый политический курс состоявшегося государства» в которой прописано, что к 2025 году казахский алфавит будет переведен на латинскую графику. А сегодня Президент сказал и началось. Это не надолго. Пошумят и затихнут, а переходить надо — это веление времени!». ИА REGNUM: То есть вы не верите, что вопрос решится в обозримом будущем? Хотелось бы верить, но предпосылок не вижу (всестороннего и всенародного обсуждения различных вариантов алфавита, выступлений лингвистов, разъяснительной и популяризаторской работы, создания рабочей группы по созданию нового алфавита). С 89 года говорится. ИА REGNUM: Говорится давно, но что мешало или мешает это сделать? — Ничего не мешает. Просто команды президента нет — он скомандует — перейдут как миленькие. А пока он не сказал, все сидят — отмалчиваются. ИА REGNUM: Бытует мнение, что переход имеет политическую подоплеку. Что президент тем самым обозначает вектор внешней политики направленный на сближение с тюркскими странами и отдаление от России. Вы согласны с этим? — Да, такое мнение есть. Но подоплеку можно видеть во все что угодно. Я люблю русский язык и русскую литературу. Вопрос перехода — это просто веление времени, продиктован целесообразностью, а не политикой. Не стоит в этом видеть отдаление от русской культуры и от России.