Датун — город солнца и угля
В Китае нашли свой путь сближения Востока и Запада Четыре года назад глава КНР Си ЦзиньПинь заявил, что страна начинает реализовывать стратегический проект мирового масштаба «Один пояс-один путь«. Что удалось сделать за это время? Это будут обсуждать на саммите в Пекине 14-15 ноября руководители государств, участвующих в проекте. В предверие этой встречи МИД КНР организовал поездку журналистов российских ведущих изданий в китайские города, так или иначе связанных с возрождением нового Шелкового пути. Первая дорожная заметка нашего корреспондента — из Датуна, „угольной столицы“ Китая. Шахтеры касками не стучат Датун от Пекина по китайским меркам близко : около пятисот километров по отличной шестиполосной магистрали. Но по численности населения — всего 3,4 миллиона человек, опять же по критериям Поднебесной, он далеко отстает от »продвинутых« мегаполисов востока и юга. Впрочем, за свою двадцатипятивековую историю Датун трижды побывал столицей, где размещали свои дворы царские династии Северный Вей, Ляо и Цзинь. А в новое время город стал главным центром добычи угля, получив неформальное звание „угольной столицы“ Поднебесной, возле которой расположено крупнейшее месторождение страны. С добычей угля, которая сто лет назад дал толчок развитию практически полностью населенной крестьянами провинции Шаньси и районов, примыкающих к Датуну, сегодня связана и главная проблема, которую решают провинциальный комитет компартии Китая и органы законодательной и исполнительной власти. Дело в том, что уголь занимает примерно 70 процентов в топливном балансе страны, его использование серьезно влияет не в лучшую сторону на состояние природы. Политическое руководство страны в ряду нескольких стратегических задач провозгласило необходимость поэтапного перехода на возобновляемые и безопасные для природы источники энергии. Для будущего »угольной столицы», понятно, это будет серьезным испытанием. Заместитель мэра Датуна Ма Аньцюань говорит, что город успешно, но без ненужной суеты и преждевременных победных рапортов осуществляет переход с «черного топлива на зеленое«. И это видно невооруженным глазом: на холмах вдоль автострад разбиты буквально плантации солнечных батарей, они же установлены на крышах многочисленных жилых массивов. А на равнинах неспешно крутят лопасти леса ветряков, создавая полное сходство с голландскими пейзажами. Но как быть с шахтерами из закрываемых предприятий по добыче угля? Ни в одной стране мира — от Великобритании до России, — которые сталкивались со схожими проблемами, не удавалось их решить спокойно и без социальных катаклизмов. Китай, похоже, станет исключением, благодаря плановым началам в экономике и жесткому контролю государства. Высвобождаемая рабочая сила будет востребована в новом проекте провинциального значения: Датун станет транспортно-логистическим центром, который будет перераспределять грузовые потоки из экономически развитых районов западного и южного Китая в восточные регионы, а также росийские Дальний Восток и Сибирь. С этой целью реконструируется железнодорожный узел, сооружаются современные складские центры, параллельно прокладываются новые скоростные автотрассыв сторону провинции Внутренняя Монголия и дальше — в Россию. Строительство железнодорожной магистрали длиной почти две тысячи километров из Внутренней Монголии на восток страны займет пять лет и обойдется китайской казне примерно в три миллиарда долларов. Перевалка грузов даст Датуну гарантированные немалые доходы, которые станут основой для того, чтобы модернизировать многочисленные машиностроительные заводы и мощности по переработке сельхозпродукции в соответствии со стандартами четвертого технологического уклада. Полюбила русская китайца Кстати, о заводах и фабриках. После провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году в городе и окрестностях были сооружены десятки предприятий, включая заводы тяжелого, горнодобывающего, энергетического и сельскохозяйственного машиностроения. Большинство — с помощью советских специалистов и за счет кредитов СССР. Ма Аньцюань подчеркнул, что эту поддержку социалистическому Китаю в те труднейшие годы люди помнят с благодарностью, которая и сегодня предопределяет особо теплые чувства к современной России. Более того, городские власти заказали и оплатили в 2016 году съемку полнометражного художественного фильма с названием „От Москвы до Датуна рукой подать“ (смысловой перевод автора статьи). Лента об истории любви простой россиянки к китайскому рабочему пареньку. Лирические переживания разворачиваются на фоне многочисленных исторических памятников города, которые реконструированы в последние годы бережно и достоверно. Стоит ли упоминать, что все закончилось хорошо, советом и любовью. Да, к русским здесь, в городе, не избалованном туристическими потоками из зарубежья, особое отношение — оно проявляется и в неизменной доброжелательности и готовности помочь, и в »Подмосковных вечерах» или «Миллионе алых роз», доносящихся субботним вечером из недорогого, но популярного ресторана, и в словах молодой женщины- гида: «Сейчас, когда мы больше стали общаться с иностранцами, представителями западной культуры, еще сильнее поняли, насколько нам ближе русские, или советские, назовите как угодно, по психологии, приверженности общим ценностям правды и справедливости. Ваши люди понимают нашу культуру, искренне ей интересуются и изучают. В отличие от западников, у которых традиционный первый вопрос, а сколько стоило построить, к примеру, пещерные буддийские монастыри». И еще об одном символичном совпадении. Одно из значений слова Датун в китайском — единство, сходство. Так называется теория Кан Ювэя,великого китайского реформатора и философа, к сожалению, почти неизвестного у нас, в отличие, скажем, от американского монетариста Майкла Фридмана. Если очень кратко изложить суть теории Кань Ювэя, то можно сказать, что он обосновал единство западного и восточного мировоззрения и обьективную необходимость их сближения задолго до появления в Европе теории конвергенции. Постулаты Кань Ювэя после острой внутрипартийной дискуссии использовали в ходе «четырех модернизаций» в 90-е годы, Актуальны они и сегодня, а Датун можно назвать практическим воплощением сближения китайских и европейско-американских ценностей, когда растущий уровень потребления граждан, современнейшие производства, сорока- и пятидесятиэтажные небоскребы жилых каарталов гармонируют с традиционными китайскими ценностями и высочайшим уровнем социальной защищенности рядовых людей.