Российский бюджет теряет на китайских туристах полмиллиарда долларов в год. Об этом заявляют представители российской туристической отрасли. Как рассказал Business FM заместитель исполнительного директора туристической ассоциации «Мир без границ» Александр Агамов, на рынке действует целая сеть нелегальных гидов и турфирм, которые работают исключительно с китайцами, приезжающими на отдых в Россию. Здесь они переплачивают за все, утверждает Александр Агамов: Александр Агамов заместитель исполнительного директора туристической ассоциации «Мир без границ» «Группа приезжает в Россию, их здесь принимает либо полулегальная компания, которая не показывает все документы, связанные с сопровождением этой группы, либо какая-то вообще нелегальная компания, не имеющая лицензии, не зарегистрированная в Ростуризме, не платящая никаких налогов. И дальше их водят по неким объектам, на которых вымогают деньги. Они оплачивают все, что им попадается на пути: объекты показа, например, музеи, рестораны, ювелирные или сувенирные магазины, по ценам, значительно превышающим те цены, которые реально присутствуют на рынке. Китайских туристов обирают на всем пути. Это и китайские нелегальные предприниматели, это, к сожалению, и российские «теневики». Часть этих людей владеют магазинами, часть этих людей на маршруте обслуживают эти группы. За счет этой теневой сверхприбыли они отбивают изначально демпинговую цену турпродукта, которую китайский турист заплатил в самом Китае, получает сверхприбыль и, просто распотрошив китайскую группу, отпускают ее домой с не совсем приятными впечатлениями о стране пребывания». Кто и как насчитал 500 млн долларов потерь бюджета России от этой схемы, представитель «Мира без границ» не пояснил. В Ростуризме, куда обратилась редакция, посоветовали обращаться за комментариями в ту же самую ассоциацию. Мнением по поводу нелегальных китайских турфирм, которые работают в России с туристами из КНР, поделился президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев: Сергей Санакоев президент Российско-китайского аналитического центра «Безусловно, китайские туристы привыкли обращаться прежде всего к тем структурам и лицам, которым они доверяют и которые как минимум могут общаться на китайском языке. Неудивительно, что это те китайцы, которые уже давно живут в России. Что касается этих китайцев, работающих на российском рынке, то, во-первых, они работают в соответствии с теми правилами, которые существуют на рынке. В принципе, китайцы достаточно дисциплинированы, они их не нарушают. То есть прямого нарушения законодательства, как правило, не бывает, они достаточно дисциплинированы. Но речь, конечно же, идет о конкурентоспособности самого туристического продукта, и если российские туроператоры предложат хорошие условия, интересные предложения, в том числе и дополнительные пакеты, на которых чаще всего туристические компании зарабатывают, то, безусловно, они тоже будут задействованы в этом бизнесе и максимально получать из этого дивиденды». В октябре прошлого года сообщалось, что из-за девальвации рубля выросла популярность шопинг-туров из Китая в Россию. Оценить средний чек покупателя из КНР опрошенные радиостанцией эксперты не решились, но отметили, что наиболее обеспеченные китайские гости сумками выносят дорогие часы и ювелирные изделия из московских и петербургских бутиков.