Как казахская внешнеполитическая программа скажется на отношениях с Россией

Казахстан нынче на слуху. Новости, поступающие оттуда, не устают поражать актуальностью, как в сфере внутренней, таки внешней политики. Страна уже в который раз обнаружила себя в транзитном режиме смены власти. Неожиданная смерть в начале сентября прошлого года одного из патриархов центральноазиатской политики, президента Узбекистана Ислама Каримова, заставила его многолетнего партнера и конкурента, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева действовать решительно: нельзя было допустить, что в форс-мажорной ситуации утраты дееспособности власть оказалась бы в руках людей с сомнительной репутацией либо тех, кто поставит под сомнения достижения страны в эпоху Назарбаева. Уже через несколько дней после траурных новостей из Ташкента, казахстанский елбасы(национальный лидер по-казахски) пересаживает премьер- министра Карима Масимова в кресло председателя комитета национальной безопасности. Понадобилось совсем немного времени, чтобы понять, — у нового шефа КНБ чрезвычайные полномочия по чистке властного аппарата на самом высоком уровне. В декабре арестован министр экономики Куандык Бишимбаев по обвинению в коррупции. И это при том, что молодой министр пользовался особым покровительством самого президента, двигавшем его по ступеням служебной карьеры. Арестован также экс-глава КНБ Нартай Дутбаев. На пенсию с должности посла Казахстана в Хорватии отправлен бывший глава президентской администрации, попавший в опалу влиятельный покровитель западно-казахстанских элит Аслан Мусин. После Нового года чекисты берут под арест первого замруководителя президентской администрации Баглана Майлыбаева, подозревая его в разглашении государственных секретов. Он тоже входил в число доверенных людей Назарбаева, ранее был его пресс-секретарем, а затем курировал внутреннюю политику. В медиа-среде Казахстана появились версии, что высокопоставленный чиновник действовал в интересах неких российских персон. Впрочем, власти в Астане никак не отреагировали на эти слухи. На место Майлыбаева президент ставит своего испытанного соратника Марата Тажина, имеющего репутацию многоопытного технократа и доверенного идеолога, возвращая его в страну из Москвы, где он последние годы возглавлял дипмиссию Казахстана. Еще больший ажиотаж в накаленную атмосферу, взвинченную громкими арестами и отставками, внесло фейсбучное вмешательство младшего внука президента, сына его дочери Дариги и скандально известного покойного зятя президента Рахата Алиева, 24-летнего Айсултана Назарбаева. В словообильном посте, заговорив о «врагах народа», дискредитирующих его царственного деда, он назвал по именам нескольких действующих весьма значимых политиков из близкого окружения президента. И тут же, пропев не кажущиеся искренними дифирамбы главе КНБ Кариму Масимову, пожелал ему успехов в трудах по искоренению вражеской фронды вокруг Нурсултана Назарбаева. Зная реалии, характеризующие нынешние нравы на казахстанском властном олимпе, нетрудно разглядеть очевидное: демонстрируемый президентским отпрыском всплеск аллилуйного восхищения шефом нацбезопасности выдает стремление «спалить» Масимова, подставив его под удар всех прочих казахстанских кланов, которые должны заподозрить» его в самых высоких политических амбициях. Гораздо выигрышнее выглядят внешнеполитическое позиционирование Казахстана и его лидера. С 1 января 2017 года страна, первая в Центральной Азии, на ближайшие два года заняла место непостоянного члена Совета безопасности ООН. А перед самым Новым годом Нурсултан Назарбаев назначает и нового министра иностранных дел, им становится постпред Казахстана в ООН Кайрат Абдрахманов. В странах, союзных с Россией, внешняя политика — дело исключительно президентское. Казахстан не просто здесь не исключение, а более того, яркое подтверждение этого обстоятельства. Бывший учитель истории, 52-летний Абдрахманов уже в середине 1990-х становится кадровым дипломатом, полностью сформировавшимся в постсоветские годы, другими словами, при Назарбаеве и благодаря ему. Именно своего елбасы, как демиурга всей казахстанской политики, в первую очередь, — внешней, будет представлять в мире новый глава МИД. Кайрату Абдрахманову предписано быть «голосом» Назарбаева. Этим голосом уже озвучено было на днях в ООН «Концептуальное видение Казахстана упрочения глобального партнерства для построения безопасного, справедливого и процветающего мира». Чтобы яснее представить себе глобальный замах Астаны, отмечу первый из семи изложенных концептуальных приоритетов. «В идеале, Казахстан призывает все государства-члены ООН, особенно постоянных членов Совета Безопасности, избавить мир от ядерного оружия к 100-летию ООН в 2045 году». Не станем здесь обсуждать степень иллюзорности столь грандиозного замысла, достаточно будет вспомнить полемику последних дней между Москвой и Вашингтоном. В ответ на утверждения Барака Обамы, будто Россия не желает сокращать ядерное оружие, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что процесс сокращения ядерных арсеналов не должен вести к нарушению «ядерного паритета», который критически важен для обеспечения «глобальной стабильности и безопасности». Кроме того, Казахстану доверено в рамках Совбеза кураторство борьбы с терроризмом, он будет председательствовать в Комитете Совета Безопасности по ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России) и Аль-Каиде. Астана намерена предложить, ни много ни мало, разработку Астанинского Кодекса поведения при проведении международных антитеррористических операций. Казахстанская дипломатия возглавит в Совбезе и еще один важный комитет, — по Афганистану/Талибану. Не мудрено, что ответственность стать мотором казахстанской внешней политики в 2017-2018 годах возложена на искушенного в ооновских интригах дипломата. За Абдрахмановым опыт постпреда Казахстана не только в ООН, но и в ОБСЕ в 2008-2011 годах, именно тогда Астана путем титанических усилий сумела добиться поста не только Председательства в ОБСЕ в 2010 году, но и права провести в Астане саммит Организации в Астане, остающийся пока единственным в 21 веке(предыдущий состоялся в Стамбуле в 1999 году). Сегодня, 20 января, Кайрат Абдрахманов прибыл с первым зарубежным визитом на посту министра иностранных дел в Москву. По сложившейся традиции первый визит — всегда свидетельство внешнеполитического приоритета. Ясно, что Россия — важнейший партнер Казахстана, и это остается неколебимой константой, во всяком случае, пока у власти остается Нурсултан Назарбаев. И в интересах Москвы удерживать это статус-кво, каким бы неожиданными, а часто — глупыми эскападами с обеих сторон (чаще — с российской) оно не испытывалось бы на прочность. Только за последние пару недель Сергей Лавров общался дважды по телефону с коллегой Абдрахмановым. Тема очевидна, — предстоящиий 23 января в Астане первый раунд межсирийских переговоров, гарантами которых являются Россия и Иран со стороны официального Дамаска, и Турция — со стороны сирийской оппозиции. Какими бы не оказались итоги этого раунда, один их бенефициар уже известен — Казахстан. «Сирийское» миротворчество Астаны было подготовлено, в частности, усилиями казахстанской дипломатии по примирению между российским и турецким президентами, выведшими Москву и Астану из клинча, вызванного воткнутыми турками «ножа в спину» России, как назвал Путин расстрел российского Су-24 турецким истребителем 24 ноября 2015 года. Судя по всему, противостоящие друг другу сирийцы вряд ли окажутся пока готовы на нечто большее, чем на договоренность по военным вопросам, призванную закрепить хрупкое перемирие между ними, достигнутое в конце декабря. И роль Казахстана будет даже не посредническая, а доброжелательно гостеприимная, — страна, где живут, в основном, мусульмане (пусть даже они чаще называют себя тенгрианцами, поклонниками «обожествленного Неба») накрывает мирный стол для других мусульман, это обеспечит Астане задел для обретения имиджа едва ли не глобального миротворца. То, что не удалось Назарбаеву почти три года назад, когда он готов был предложить себя в качестве доверительного медиатора между Москвой и Киевом, но «великороссы» отвергли эти инициативы, удается сейчас, когда примирения ищут за пределами славянского мира — в Сирии. Неслучайным поэтому кажется отсутствие конкретного упоминания кризиса вокруг Украины в перечислении конфликтов, решению которых готов способствовать Казахстан на посту непостоянного члена Совбеза ООН, -палестино-израильского, афганского, на Корейском полуострове, в Африке и Азии... Помнится, когда в 2010 году Астана возглавила на один год ОБСЕ, бывший тогда главой казахстанского МИД Канат Саудабаев чуть ли не пообещал разрешить Нагорно-Карабахский конфликт за время своего председательства. Но, однажды оказавшись в зоне конфликта, он больше не вспоминал о своих грезах. Нынешний министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов выглядит гораздо более профессиональным дипломатом... Возможно, он окажется более эффективным, чем его предшественники, в попытке решить застарелые проблемы в российско-казахстанских отношениях, в частности, транспортные. В повестке дня сегодняшних переговоров в Москве — трудности казахстанских авиакомпаний, которые не могут свободно летать в недалекую Монголию над российской территорией, а грузовые суда Казахстана вынуждены месяцами ждать разрешения на проход по водным артериям России. Так что, Сирия — Сирией, а денежки врозь.