Конец приватности: «Большой брат» узнал все
Пользовательская информация, а также доступ к ней у крупнейших IT-компаний — одна из наиболее острых тем в последнее время. Масло в огонь подливают сами разработчики платформ для взаимодействия с искусственным интеллектом. Возможно ли мировое господство ведущих IT-компаний и стоит ли доверять свои секреты интернет-сервисам — в материале «Газеты.Ru».
Республика FAMGA
В феврале в сети появился материал от разработчика программ для работы с искусственным интеллектом Энди Перта, в которой говорится о том, что через несколько лет влияние таких крупных интернет-компаний как Facebook, Amazon, Microsoft, Google и Apple (FAMGA) возрастет до таких масштабов, что можно будет говорить, что именно они будут иметь власть над большинством жителей Земли.
Их влияние будет основываться на огромном массиве информации на каждого человека, который пользуется продуктами этих компаний — все-таки на Земле осталось мало современных горожан, которые не пользуются сервисами Google или операционной системой Windows на своем компьютере. По мнению Перта, именно рост спроса на голосовые помощники говорит о таком развитии событий.
С помощью искусственного интеллекта и постоянного сбора данных о привычках, интересах, политических, религиозных и иных предпочтениях, можно построить очень полный портрет человека, а самое главное — предсказать его поведение, что является большой ценностью само по себе.
У корпораций появятся действительно сильные экономические и политические рычаги и они смогут выводить на рынок по-настоящему успешные продукты и сервисы. Также, по мнению эксперта, возможно возникновение крупнейших транснациональных банков и других коммерческих структур, организованных на мощностях «большой пятерки».
Без вины виноватые
Пользователи голосовых ассистентов, чатботов и социальных сетей сами доверяют им большое количество личной информации о себе, которая формально должна впоследствии использоваться для более точных рекомендаций и машинного обучения.
Так, большинство приложений сразу при установке запрашивает доступ к микрофону, геолокации, списку контактов, камере и другим инструментам взаимодействия с пользователем.
Поэтому весьма странно удивляться подсказкам о достопримечательностях рядом с вашим местом работы, интересных фильмах в любимом кинотеатре или предложению дружбы от человека из дома напротив, который нашел вас по геометке в Instagram.
Большинство личной информации, получаемой разработчиками, собирается либо при непосредственном участии пользователя, когда он оставляет оставляет отзыв о посещенном кафе, усердно заполняет поля с информацией о себе в социальной сети или даже просто «лайкает» понравившиеся записи, но и когда он бездумно нажимает «принимаю», «согласен» и «далее», устанавливая очередную программу на свой компьютер или смартфон.
Сложно сказать, как используются личные данные, кроме как для машинного обучения, и есть ли специальные базы данных с досье на каждого человека или нет. В любом случае, данная информация является коммерческой тайной корпораций.
Сила — в правде
Можно долго рассуждать о махинациях компаний с личными данными пользователей, но гораздо показательнее реальные случаи, где видно, что крупные IT-гиганты вовсе не желают или не могут дать доступ к пользовательской информации спецслужбам и правительствам стран.
Так, одним из самых нашумевших случаев был связан с терактом в США, когда преступник Саид Фарук пользовался смартфоном от Apple и, возможно, осуществлял подготовку к теракту и вел переговоры с его помощью. ФБР обратилось за помощью к компании Apple с требованием убрать ограничение на количество попыток ввода пароля, чтобы иметь возможность разблокировать смартфон преступника.
На данное требование руководство Apple ответило отказом. Глава компании Тим Кук в своем открытом письме заявил, что в Apple не будут создавать лазейки в операционной системе, а конфиденциальность личной информации — один из основных приоритетов.
Дело закончилось тем, что спецслужбам удалось получить доступ к желаемой информации без помощи Apple, однако как это удалось сделать, остается неизвестным.
В бой идут старики
Проблемой возможной гегемонии IT-компаний озаботились даже бывшие сотрудники гигантов Кремниевой долины — Facebook, Google и других.
Они запустили кампанию «Правда о Технологиях», цель которой ограничить влияние социальных сетей на детей и подростков, а также уменьшить время активного пребывания их в Сети вообще.
В интервью, данном The Guardian представителями движения, они утверждают, что большое количество молодежи проводит в социальных сетях от шести до девяти часов ежедневно, а происходит это благодаря манипулятивному влиянию онлайн-платформ, их построению на уязвимостях человеческой психологии.
Кроме того, социальные сети провоцируют активно делиться с общественностью личной информацией, давая возможность компаниям использовать получаемую информацию в своих целях, манипулировать интересами и желаниями молодого поколения.
Суды против «Большого брата»
Распространена точка зрения о том, что судебные и исполнительные системы разных государств активно сотрудничают с крупными телекоммуникационными компаниями, операторами связи и производителями мобильных устройств. В опровержение этого мнения можно привести недавнее судебное дело, рассмотренное Апелляционном судом Великобритании.
Суть его сводится к тому, что суд признал незаконным полный доступ следователей к личной информации подозреваемых на ПК и смартфонах.
По мнению суда, такой доступ противоречит нормам права Европейского Союза и нарушает базовые права человека, такие как право тайны личной переписки.
Однако стоит отметить, что правоохранительные органы все же могут получить доступ к необходимой информации, но для этого они должны пройти процедуру разрешения в суде.
Другой важный судебный процесс сейчас слушается в высшей судебной инстанции США — Верховном суде. Решение по делу Тимати Карпентера должно стать прецедентом для всех последующих судебных кейсов. Верховный суд может обязать следователя получать соответствующий ордер для получения истории геолокаций смартфона подозреваемого или оставить существующий упрощенный порядок получения.
Если суд будет на стороне Карпентера, то правоохранительным органам будет значительно труднее получать доступ к личной информации.
Что будущее нам готовит
Директор по росту и исследованиям социальной сети «ВКонтакте» Андрей Законов сообщил «Газете.Ru», что предоставление доступа для интернет-платформ к личным данным является еще одним этапом развития технологий, который проходит сбалансированно.
«Мессенджеры не заменили личное общение, но сделали многие аспекты коммуникации удобнее. Электронные книги не привели к исчезновению бумажных, но дали доступ к огромному количеству информации. Онлайн-курсы никак не испортили университеты — наоборот, они помогают людям в учебе и делают процесс обучения интереснее. Также и большие данные — при правильном и ответственном подходе к вопросу это новые возможности для компаний и удобные продукты для пользователей», — заключил Законов.
Он добавил, что социальные сети серьезно относятся к данным и всегда запрашивают у пользователя доступ к той или иной информации.
«Компании должны заслужить доверие пользователей, иначе у них не будет данных», — сообщил представитель российской соцсети.
Генеральный директор компании «Облакотека» Максим Захаренко настроен более пессимистично и отметил, что «Большой брат» действительно очень опасен для личной жизни любого человека.
«Просто находясь со смартфоном в кармане, каждый абсолютно прозрачен географически уже сейчас. Никто из нас не может скрыть никакой аспект личной жизни. За каждым, помимо смартфона, уже следят ноутбуки, телевизоры и, как мы видели в одном рекламном ролике, чайники... Если ваши данные используются для улучшения рекламы, это куда ни шло, но этим же не ограничится, они обязательно будут украдены хакерами и обращены во вред каждому из нас», — считает эксперт.
На текущий момент особенно большие и разнообразные данные накапливаются у государства и ИТ-корпораций.
Захаренко отметил, что наибольшую опасность представляет собой их синергия, успешное развитие которой мы наблюдаем прямо сейчас.
«Вообще говоря, вариантов всего два. Первый — это ликвидация понятия приватности. Так было еще 100 лет назад в деревнях, где все про всех все знали. Но есть и второй вариант, а именно надежда на некий общий разум человечества, которое осознает и пока еще может пытаться регулировать эту тему. Даже в России уже идут разговоры о расширении защиты персональных данных в сторону «биг дата»», — заявил собеседник «Газеты.Ru».