Что известно о потерпевшем крушение российском Ми-8

В Межгосударственном авиационном комитете сообщили, что расследование крушения российского вертолёта Ми-8 близ Шпицбергена будет вести Норвегия с привлечением специалистов МАК. По уточнённым данным, вертолёт затонул в море в нескольких километрах от посёлка Баренцбург, где он должен был приземлиться. На борту находились пять человек экипажа и три члена российской научной арктической экспедиции. Поиски пропавших ведутся в круглосуточном режиме, однако спасательная операция затрудняется сложными погодными условиями и подводным течением. Руководитель норвежского координационного спасательного центра заявил, что экстренным службам удалось обнаружить вероятное место крушения, однако получить точные данные можно будет только после доставки туда беспилотной субмарины. В компании «Арктикуголь» сообщили, что упавший вертолёт был выпущен совсем недавно — в конце 2013 года.

«Вертолёт был абсолютно новым». Что известно о крушении Ми-8?
© © Jostein Forsberg/NRK

Расследование крушения вертолёта Ми-8 близ архипелага Шпицберген будет проводить норвежская сторона с привлечением российских экспертов, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). Там отметили, что подобное решение принято, исходя из положений конвенции о Международной гражданской авиации.

«Межгосударственный авиационный комитет сформировал группу специалистов для участия в расследовании. Группа приступила к работе. МАК обращает внимание, что <...> официальное информирование о ходе и результатах расследования осуществляется уполномоченным органом (AIBN) государства, проводящего расследование (Норвегия)», — говорится в сообщении комитета.

На основании данных, полученных в Бюро по расследованию происшествий Норвегии (AIBN), в МАК уточнили, что инцидент с вертолётом Ми-8АМТ авиакомпании «Конверс Авиа» произошёл в четверг, 26 октября, в 13:06 UTC (16:06 мск) в нескольких километрах от населённого пункта Баренцбург на норвежском архипелаге Шпицберген.

«При выполнении полёта по маршруту Пирамида — Баренцбург вертолёт затонул в море в нескольких морских милях от места назначения. На борту находилось 8 человек, ведутся поисково-спасательные работы», — сообщили в МАК.

Подробности крушения Ми-8 раскрыли в ГНЦ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (ААНИИ), специалисты которого находились на борту упавшего вертолёта. Там рассказали, что сотрудники института выполняли работы в рамках программы российской научной арктической экспедиции.

В пресс-службе ААНИИ уточнили, что на борту Ми-8 были замначальника сезонной экспедиции «Шпицберген-2017» Олег Голованов, инженер I категории Максим Каулио и руководитель химико-аналитической лаборатории Николай Фатеев.

«Научная группа возвращалась из посёлка Пирамида, расположенного в 78 км

от конечного пункта полёта — посёлка Баренцбург, после выполнения плановой серии гидрологических наблюдений и отбора проб в рамках программы экологических исследований», — говорится в сообщении.

В Баренцбурге продолжают работать восемь сотрудников научной арктической экспедиции, которые привлечены к поискам и отслеживают возможные следы аварии на побережье фьорда.

По данным ААНИИ, вертолёт принадлежал государственному тресту «Арктикуголь». Там отметили, что на борту упавшего Ми-8 не было работников компании — только сотрудники перевозчика, «Конверс Авиа», и института Арктики и Антарктики.

Технический директор компании «Арктикуголь» Сергей Циколенко уточнил, что сотрудники треста привлечены к обследованию береговой линии в районе падения вертолёта.

«Компания «Арктикуголь» не располагает подводными и надводными средствами поиска — эти работы выполняются норвежскими спасателями. Сотрудники компании принимают участие в обследовании береговой линии», — цитирует Циколенко ТАСС.

По словам представителя компании, упавший вертолёт был «абсолютно новым». Машина была выпущена в конце 2013 года, а к полётам на архипелаге Ми-8 приступил летом 2014 года.

«Машина была технически исправна, в абсолютно рабочем состоянии. Для нас это тоже трагедия, мы воспринимаем это как что-то сверхъестественное», — подчеркнул Циколенко.

Он уточнил, что каких бы то ни было лётных происшествий не было и претензий к компании «Конверс Авиа» за время работы с ней не возникало. Авиаперевозчик выполнял полный цикл эксплуатационных и полётных задач.

Баренцбург на архипелаге Шпицберген

РИА Новости © Михаил Воскресенский

Обнаружено предположительное место крушения Ми-8

Поиски пропавшего Ми-8 в акватории Гренландского моря и у береговой линии Шпицбергена продолжаются в круглосуточном режиме и осложняются подводным течением, погодными условиями и низкой температурой воды. К работам привлечены несколько судов и вертолётов, включая корабли береговой охраны Норвегии.

В ночь на пятницу, 27 октября, руководитель работы координационного спасательного центра по Северной Норвегии Туре Хонгсет заявил ТАСС, что поисковые отряды обнаружили место, где, предположительно, затонул российский вертолёт.

«В зоне поисков было обнаружено место, где запах разлившегося горючего сильнее всего, а со дна поднимаются пузыри воздуха. Сонар одного из судов также показывает наличие на дне крупного объекта. Это может говорить о том, что в этом месте на дне лежит вертолёт или его крупный обломок», — заявил Хонгсет.

Однако подтвердить или опровергнуть выдвинутое предположение можно будет только после того, как в район поисков будет доставлена беспилотная субмарина. Собеседник отметил, что глубина в районе поисков достигает 200-250 метров.

Штаб спасательной операции находится на борту судна губернатора Шпицбергена «Поларсюссель» (Polarsyssel). На данный момент сведений о судьбе вертолёта и его экипажа не поступало.

AFP © BIRGER AMUNDSEN

«Готовы оказать всю необходимую помощь»

Правительство Мурманской области и службы региона готовы оказать необходимую помощь родственникам пассажиров и экипажа пропавшего вертолёта, сообщила ТАСС губернатор региона Марина Ковтун.

«Правительство Мурманской области и аэропорт Мурманска готовы оказать всю необходимую помощь тем, кто будет вылетать на Шпицберген или оттуда. При возникновении любой необходимости использования запасного аэродрома «Мурманск» правительство Мурманской области, все соответствующие службы, МЧС и аэропорт готовы оказать необходимую помощь и поддержку», — сказала Ковтун.

По факту крушения российского вертолёта Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК России («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее наступление смерти более двух лиц»).