Войти в почту

"Момент взрыва на борту Ту-154 был идентифицирован"

Министр обороны Польши Антоний Мачеревич заявил об обнаружении следствием информации о взрыве на борту потерпевшего крушение около Смоленска самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского. По словам военного, эксперты исключают возможности другой интерпретации этой электронной записи. Ранее Межгосударственный авиационный комитет сообщил, что причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром.

В Польше услышали «взрыв» в самолете Качиньского
© ТАСС

На борту разбившегося в 2010 году около Смоленска самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского перед катастрофой произошел взрыв. Такие данные обнаружили в одном из бортовых самописцев воздушного судна участники расследования по данному делу.

«Момент взрыва был идентифицирован, мы нашли его в записи одного из самописцев. Фрагмент в настоящее время тщательно анализируется. Мы исключаем возможности другой интерпретации этой электронной записи», — цитирует польское издание Wiadomosci министра обороны страны Антония Мачеревича.

Самолет Ту-154 потерпел крушение 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на военный аэродром Смоленск-Северный. На борту находились восемь членов экипажа и 88 пассажиров, включая Качиньского, его супругу и часть руководства страны. Они направлялись на церемонии, посвященных 70-й годовщине расстрела польских офицеров в Катынском лесу. Все пассажиры и члены экипажа погибли.

В конце июля 2011 года Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Впервые о взрыве на борту сообщила польская правительственная подкомиссия. По словам специалистов, установленный на борту самолета высотомер сработал на 65 м вместо 100, в связи с чем экипаж принял решение об уходе на второй круг на допустимой высоте, после чего самолет начал снижение, несмотря на действия пилота.

Согласно заключению комиссии, разрушение самолета началось до столкновения с землей

и могло быть вызвано «серией аварий», среди которых эксперты назвали поломку гидравлической системы и разрушение одного из крыльев до столкновения с деревьями. Наиболее вероятной причиной взрыва был термобарический заряд, инициирующий сильную ударную волну. В своих выводах эксперты основывались на обломках самолета, характере повреждений тел и других факторах.

В ответ на это официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко заявила, что признаков воздействия взрывчатых веществ на самолет не обнаружено.

«Абсолютно непонятно, на чем основываются эти очередные выводы польских экспертов. При проведении сразу после катастрофы баллистической и взрывотехнической экспертиз никаких признаков воздействия на самолет взрывчатых веществ обнаружено не было», — сказала Петренко.

По ее словам, на основании всей имеющейся информации «и российские, и польские эксперты еще в 2011 году пришли к однозначному выводу, что именно столкновение с березой привело к началу разрушения воздушного судна, никаких разрушений судна до столкновения с березой не было».

Кроме того, представитель СК подчеркнула, что обломки лайнера хранятся на территории России в качестве вещественных доказательств по уголовному расследованию Следственного комитета.

«При этом никаких дополнительных осмотров или исследований обломков самолета польской стороной, в том числе членами новой польской комиссии по расследованию, с 2014 года не производилось», — заключила она.

В ходе расследования Польша обвиняла российских авиадиспетчеров в крушении самолета. С таким заявлением выступал заместитель генерального прокурора Польши Марек Пощенек.

«Анализ как уже известных, так и недавно полученных данных позволил прокурорам сформировать новые обвинения против авиадиспетчеров, граждан России, а также третьего лица, находившегося в контрольной вышке. Их действия по умышленному провоцированию катастрофы привели к аварии самолета, следствием чего стала гибель людей», — заявлял он на пресс-конференции в Варшаве.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова в этой связи заявила, что в материалах следствия данной информации нет.

«Исходим из того, что истинные причины авиакатастрофы под Смоленском установлены и отражены в докладе Межгосударственного авиационного комитета от 12 января 2011 года по итогам тщательно проведенного расследования. Разбирательство показало, что российские диспетчеры к происшествию непричастны, и в Варшаве это хорошо знают», — заявила Захарова.

По ее словам, польские власти «продолжают использовать трагедию для сведения политических счетов у себя в стране».

«Считаем эту тактику бесперспективной, наносящей ущерб российско-польским отношениям, которые и без того находятся не в лучшем состоянии», — резюмировала официальный представитель МИДа.