ЮКОС проигрывает, но не сдается
Бывшие мажоритарные акционеры ЮКОСа решили больше не добиваться ареста российских активов во Франции. В других странах подобные попытки также прекращены. Акционеры говорят, что сосредоточат свои усилия на апелляционном процессе в Гааге, в рамках которого они хотят отсудить у России $50 млрд. Юристы не видят особых перспектив у этой апелляции.
Компания Group Menatep Limited (GML), являвшаяся мажоритарным акционером ЮКОСа, распространила заявление, в котором сообщила, что не будет больше добиваться ареста российских активов во Франции.
В этом уже нет «экономического смысла», отмечается в сообщении GML.
В 2014 году экс-акционеры выиграли дело в постоянной палате третейского суда в Гааге о взыскании с России $50 млрд. Суд решил, что действия российской стороны – это экспроприация, и они нарушают положения Энергетической хартии (ее Россия подписала, но не ратифицировала).
Россия обжаловала это решение, но юристы акционеров ЮКОСа подали иски в суды разных стран, в результате чего были открыты исполнительные производства, в рамках которых должен был быть наложен арест на российские активы. В частности, во Франции были арестованы счета «Роскосмоса».
Окружной суд Гааги в апреле 2016 года отменил решение о взыскании $50 млрд, указав, что арбитраж не имел права принимать такое решение, поскольку этот вопрос не находится в его компетенции.
После этого исполнительные производства потеряли смысл. Последней страной, где формально не были прекращены попытки ареста российских активов, была Франция.
«Акционеры ЮКОСа отозвали все требования по экзекватуре, по обращению к исполнению решения Гаагского арбитражного суда. Во Франции обеспечительные меры пока еще оставались, а во всех остальных юрисдикциях они были либо приостановлены, либо вовсе не дошли до исполнения», — сказал во вторник министр юстиции России Александр Коновалов (цитата по «Интерфакс»).
В заявлении GML говорится, что теперь экс-акционеры сосредоточат свои усилия на апелляционном процессе в Гааге, чтобы попытаться реанимировать решение о взыскании с России $50 млрд.
«Мы выиграли арбитраж по Договору об Энергетической хартии в Гааге», — напоминает Тим Осборн, исполнительный директор GML. Он надеется, что им удастся сделать это еще раз.
«Верховенство права восторжествует, и самая жестокая экспроприация в наше время не останется безнаказанной. Мы уверены, что Апелляционный суд в Гааге защитит арбитражные решения», — сказал Тим Осборн.
Российская сторона также готовится к новому витку процесса в Гааге.
«Главная борьба теперь будет осуществляться по линии Апелляционного суда Гааги, который, как мы рассчитываем, подтвердит вердикт Окружного суда Гааги, отменившего в апреле 2016 года упомянутые решения гаагского арбитража», — сообщил «Интерфаксу» Андрей Кондаков, глава Международного центра правовой защиты (МЦПЗ), представляющего интересы РФ в этом споре.
Российские юристы считают, что шансы добиться положительного для себя решения у GML есть, хотя и небольшие.
«В данной ситуации есть два аспекта – правовой и практический. Шансы на то, что апелляционная инстанция примет сторону экс-акционеров ЮКОСа есть. Правда, судя по последним их действиям, сами они оценивают эти шансы очень скептически, на что, вероятно, есть основания. Однако однозначно сказать, что суд примет решение против экс-акционеров ЮКОСа, нельзя», — считает партнер BMS Law Firm Денис Фролов.
В тоже время, он отмечает, что, даже если суд встанет на их сторону, добиться исполнения решений будет сложно, поскольку российские власти вполне могут отказаться от этого на основании того, что такие решения противоречат Конституции и нарушают российский суверенитет.
«С точки зрения перспектив нужно отметить, что даже если не принимать в расчет особенности данного дела, в целом апелляции отменяют небольшой процент решений нижестоящих судов – от 7-8 до 20% в среднем. А с учетом того, что в принципе то основание, по которому состоялась отмена решения судом первой инстанции, представляется сильным, то шансы на отмену представляются низкими», — полагает Алексей Панич, партнер Herbert Smith Freehills.
Он добавляет, что даже если апелляционный суд поддержит решение суда первой инстанции в пользу России, то, скорее всего, будет дальнейшее обжалование со стороны экс-акционеров ЮКОСа, «несмотря на совсем теоретические шансы на то, что более высоко стоящая инстанция может его отменить».
По мнению Алексея Панича, апелляционный процесс может растянуться на два-три года.