«Я теряю все, спасается только мое имя». Шишханов рассказал о санации Бинбанка
Центробанк официально объявил о санации Бинбанка и Рост-банка через Фонд консолидации банковского сектора. Решение ожидалось со вчерашнего дня, когда стало известно, что о санации попросил основной собственник Бинбанка Микаил Шишханов.
Регулятор использует ту же схему, что и в случае с «Открытием». ЦБ становится основным инвестором, мораторий на удовлетворение требований кредиторов не вводится, механизм конвертации средств кредиторов в акции не применяется. Бинбанк и Рост-банк, а также другие кредитные учреждения группы — московский «Бинбанк диджитал» и екатеринбургский Уралприватбанк — продолжат работу в обычном режиме, подчеркнули в ЦБ.
Председатель правления Бинбанка Евгений Давыдович, комментируя это решение, уже заявил, что поддержка регулятора обеспечит бесперебойную работу и исполнение всех обязательств банка. Сам Микаил Шишханов в интервью РБК рассказал о причинах и условиях санации, а также ситуации в банке. «Я теряю все, спасается только мое имя», — подчеркнул он.
«Конечно, те недобросовестные вбросы, которые были в июле по поводу «Открытия», и письмо от «Альфа-Капитала» дали серьезную нервозность. Я практически весь август летал по регионам, объяснял клиентам: вы не переживайте. В сегодняшних технологиях, в онлайне, в Twitter, в WhatsАpp и так далее шли всякие слухи. К большому сожалению, ты становишься заложником, ты постоянно доказываешь, что не верблюд, что у тебя все в порядке. Я понял, что ситуация может стать критичной, и, собственно, принял решение обратиться в Центральный банк за помощью в оздоровлении нашей банковской группы через Фонд консолидации, потому что я увидел, как это происходит в «Открытии» — все цивилизованно, банк дальше продолжает работать. Государство и Центральный банк спасают и отстаивают интересы вкладчиков и кредиторов. Мои интересы здесь никак не спасаются. Спасается только одно — мое имя, чтобы дальше те люди, которые доверяли мне как банкиру и Бинбанку, меня не проклинали потом десять поколений, потому что они доверяли банку, и чтобы здесь не потеряли деньги. А собственники теряют все».
Шишханов также заявил, что оздоровление Бинбанка займет от трех до восьми месяцев, и он поддержит этот процесс собственными финансовыми средствами. В реальности санация может затянуться на годы, говорит младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский:
«Ожидание, что за три-восемь месяцев будет проведена санация оздоровления банка, — это очень оптимистичная оценка. Я думаю, что край — год. А в реальности это может и несколько лет занимать, просто на примере других значительно менее крупных банков. Сейчас очень сложно оценить, сколько средств потребуется. Это можно сделать только очень приблизительно, видя отчетность Рост-банка, группы «Бин», самого Бинбанка. Я думаю, что это где-то 400-500 млрд рублей. В реальности может быть и больше, но, с учетом того, что мы не знаем реального положения дел внутри банка, и не очень понятно, какой объем «токсичных» активов там имеется, я оцениваю примерно так».
Шансы на сохранение акционерами 25-процентной доли в Бинбанке минимальны, заявил ТАСС старший директор рейтингового агентства Fitch Ratings Александр Данилов. Ранее в интервью РБК основной владелец Бинбанка Микаил Шишханов заявлял, что в переговорах с ЦБ обсуждался вариант оздоровления кредитной организации, при котором 75% уйдет государству, а 25% останется у прежних собственников.
Вот что Данилов сказал Business FM:
«Из того, что на поверхности: единственное, я вижу мало шансов на то, что акционерам удастся сохранить 25-процентную долю в банке, потому что невооруженным глазом видно, что у Рост-банка, который саницируется, отрицательный капитал — порядка 70 млрд, а у Бинбанка — положительный 83 млрд. Математическое сложение говорит о том, что у консолидированного банка капитал всего 13 млрд против баланса в 1 трлн. Это практически ничто. Минимальное создание резервов по активам «съедает» капитал полностью. Чтобы понять, останутся ли доли у прежних собственников, надо сначала провести комплексную оценку активов. Дальше они в результате досоздают необходимые резервы, это ведет к уменьшению капитала, если капитал обнуляется, у прежних акционеров ничего не остается. Если там «дыра» не очень большая, они могут рассчитывать на сохранение доли, но, как я уже сказал, это призрачно: чисто математически получается, что капитал группы на уровне немногим выше нуля».