Россияне все чаще попадают в сети лжебанков

Лже...

Россияне все чаще попадают в сети лжебанков
© ТАСС / СЕМЕН ЛИХОДЕЕВ

Как заявил в интервью «Российской газете» директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях, в последнее время в сети активизировались лжебанки, жертвами которых могут стать потенциальные заемщики, рассылающие заявки на кредит сразу по нескольким адресам. Только на прошлой неделе Центробанк отправил на блокировку семь подобных сайтов.

Мошенники создают сайты, якобы осуществляющие банковские услуги, в первую очередь, кредитование населения. За рассмотрение заявки просят деньги, и их перевод требуется сделать через крупный банк, что увеличивает доверие потенциальных заемщиков к таким сайтам. Обычно лжебанки работают с потенциальными заемщиками из небольших городов, где представлены лишь несколько банков. Жертвами мошенников, работающих на рынке финансовых услуг, становятся люди из совершенно разных социальных слоев. У одних деньги выманивают обещанием дешевого кредита, у других - высокой доходности. Потери пострадавших в основном исчисляются суммами от 30 до 50 тысяч рублей.

В общей сложности с начала 2017 года Банк России инициировал блокировку более 400 доменных имен, связанных с фишингом и распространением вредоносного программного обеспечения в сфере финансовых рынков и национальной платежной системы. Абсолютное большинство заблокированных сайтов принадлежали нелегальным кредиторам, около полусотни сайтов - нелегальным форекс-брокерам. Также в списке оказались лжепродавцы страховых полисов и лжебанки.

Признак отчаянной нужды

В условиях, когда число функционирующих банков постоянно сокращается, причем оставшиеся игроки вынуждены сокращать кредитование населения, как правило, активизируются мошенники, констатирует председатель наблюдательного совета Банка «Воронеж» Мурад Салихов. Это связано с тем, объясняет он, что одна часть населения отчаянно нуждается в средствах и пытается получить деньги всеми возможными путями, другая – пытается выгодно разместить свои капиталы. В такие момент «на поле» появляются интернет мошенники, которые используют доверчивость людей и выманивают у них средства.

Их активизация, уверен Мурад Салихов, может довольно дорого обойтись банковском сектору, доверие к которому и без того на данный момент крайне низкое. Однако, ЦБ крайне оперативно реагирует на данную угрозу, группа мониторинга довольно быстро блокирует сайты интернет-мошенников.

90-е + интернет

Финансовые мошенники, предлагающие кредиты по невысокий процент или вклады под баснословные проценты, были всегда, просто распространненость среди населения доступа в интернете облегчила им задачу, комментирует происходящее генеральный директор компании "Мани Фанни" Александр Шустов. В целом осуществлять борьбу с такими организациями регулятору должно быть очень просто, ведь есть реестр банков и МФО, и все, кто не входят в этот реестр, но предлагают соответствующие услуги, сразу должны попадать под внимание регулятора.

С другой стороны, продолжает эксперт, регулирование в последние годы стало очень жестким, у банков массово отзывают лицензии, к МФО предъявляют требования по размеру капитала, ограничивают предельный размер процентов. За всю историю в России было зарегистрировано около 8000 МФО, потом их осталось 4000, потом стало 3000, после недавних изменений в законодательстве — уже 2600. При этом потребность граждан в том, чтобы вложить деньги под привлекательный процент или занять деньги на короткий срок под высокий процент сохраняется, поэтому «серый» или даже «черный» рынок займов может вновь начать расти, как это было 90-е годы, когда не было никакого регулирования.

То есть, с точки зрения Александра Шустова, очень жесткое регулирование иногда может приводить к совершенно обратной ситуации, когда под ударом оказываются добросовестные организации и граждане, малый и средний бизнес.

По мнению эксперта, для властей не составит труда выявить лжебанки путем анализа их страниц в интернете. Гражданам хочется посоветовать не оставлять свои личные данные на сомнительных сайтах, а только в проверенных организациях, которым вы доверяете, у которых есть история в соцсетях и СМИ, длящаяся несколько лет.