Федеральные IT-системы так и не перешли на российское программное обеспечение. Большинство продолжает работать на базе продуктов американских Microsoft и Oracle. Случаи использования отечественных программ единичны, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные исследования. Участники рынка ссылаются на отсутствие успешного публичного опыта такой замены и несовершенство в работе реестра отечественного софта.
Переход на отечественное программное обеспечение (ПО) будет максимально откладываться, поскольку пока существует слишком много рисков для людей, отвечающих за работу IT-систем, считает основатель первой кошерной криптовалюты и блокчейн экосистемы Bircoen Вячеслав Семенчук:
«На самом деле мы, конечно, все в состоянии заместить, вопрос в рисках. В первую очередь, для работы на новых базах данных нужно переучивать программистов, точнее делать так, чтобы они адаптировались к новым базам и адаптировали то ПО, на котором они работают и которое должно соответствовать тем стандартам и тем уровням безопасности, которые приняты в нашем государстве. Но в большей степени мы здесь говорим о личных рисках технических руководителей, которые ответственны за техническое состояние тех систем, о которых мы говорим. Здесь и кроется тот нюанс, когда эти технические специалисты просто не готовы брать на себя ответственность и риски с точки зрения перехода на новые системы. Нужно понимать, что они в первую очередь ответственны за их стабильность, а те российские аналоги того программного обеспечения, на которые наше государство стимулирует заменять американские, европейские и международные аналоги, не всегда протестированы, нет серьезных, реализованных кейсов, подтверждающих, что подобные критические для многих органов системы просто смогут стабильно работать и не отвалятся в какой-нибудь ответственный момент, за что эти руководители технических департаментов могут быть просто оштрафованы, лишиться должности, а в некоторых случаях даже получить некую административную, может быть, даже уголовную ответственность в случае неработоспособности каких-то серьезных систем».
Говорить о том, что госучреждения не перешли на отечественный софт некорректно, ведь закупать импортное ПО стали меньше, и это показывает статистика. Такой переход просто невозможно осуществить в один день, прокомментировал ситуацию сооснователь проекта «Битрикс24» Сергей Рыжиков:
«Давайте представим, что у вас автомобиль, вы на него потратили деньги, и тут поступает команда: необходимо теперь закупать другие автомобили. О’кей, но почему нужно выкинуть старый? Нет, старый будет эксплуатироваться, будут ремонтироваться по какому-то объему, просто закупать не будут новое. Вообще, статистика продаж Microsoft в России говорит о том, что продажи упали по некоторым позициям больше 60-70%, это значит, что государственные структуры в первую очередь стали значительно меньше закупать этих продуктов. Но это не значит, что в один год или в несколько лет должно произойти замещение всего парка. Реально речь идет о десятилетии, в течение которого планомерно будут меняться информационные системы. Поэтому замена идет, нельзя сказать, что прямо совсем нет проблем, противодействуют все — и айтишники, и госструктуры, и вендеры. Тем не менее какой-то процесс пошел, и он, в общем, местами очень позитивный».
Постановление правительства, которое обязывало госорганы закупать российское ПО, а зарубежный софт приобретать только в случае отсутствия российских аналогов в реестре или их недостаточной функциональности, вступило в силу в 2016 году.