Как украсть миллиард: персональное VIP-мошенничество

Новые детали драматичной истории: Business FM удалось выяснить, как именно менеджер увел деньги VIP-клиента Сбербанка. В процессе выяснилось, что это не единственный пострадавший клиент

Как украсть миллиард: персональное VIP-мошенничество
© ТАСС

В Самарской области новый случай крупного мошенничества, с участием персонального менеджера Сбербанка. Пострадавшие, которые считают, что менеджер перевел их деньги на счета, в итоге теряют сотни миллионов рублей.

Представьте, что вы VIP-клиент Сбербанка. У вас есть ваш персональный менеджер, и не просто менеджер, а руководитель офиса в Тольятти. Он предлагает вам внести доллары под 6%. Вы удивляетесь — таких высоких процентов нет. А он отвечает: подождите пару дней, я запрошу Москву, и вскоре приносит вам официальный бланк за подписью первого зампреда Сбербанка Максима Полетаева. В письме сказано: разрешить таким-то клиентам открыть валютный вклад под 6%. Среди этих счастливчиков ваша фамилия.

Письмо — фальшивка. История настоящая. Это только одни трюк, который, по данным Business FM, использовал тольяттинский сотрудник Сбербанка Илья Садыков. Он находится в СИЗО. Пострадавший — местный предприниматель Сергей Головин. В общей сложности он передал своему менеджеру 60 млн рублей, будучи уверенным, что деньги поступают на счета. В реальности там было всего 200 тысяч. Вот что рассказал

адвокат бизнесмена Антон Бегеба:

«Передавал ему денежные средства, получал от него соответствующие документы и в течение всего времени вклада периодически брал справки о состоянии своих счетов. Никаких подозрений по поводу состояния его счетов за все это время не было. Весной этого года, когда очередной раз обратился в банк, на рабочем месте уже этого человека не обнаружил, и ему было сказано, что вроде как он находится в бегах».

Таких, как Головин, оказалось несколько, а общая сумма мошенничества составила от 700 млн до 1 млрд рублей. Сам бизнесмен отказался от публикации записи его голоса, но посвятил в детали своей истории. Он был знаком с Садыковым, когда тот вел зарплатный проект в его компании. Потом менеджера повысили до руководителя дополнительного офиса. Он позвонил и предложил поучаствовать в VIP -программе.

Все встречи с менеджером происходили исключительно в офисе Сбербанка. Причем Садыкова регулярно повышали в должности и он переезжал в новые офисы — красивые, со стеклянными перегородками, вспоминает бизнесмен. Вот по этим стеклянным коридорам персональный менеджер и уходил с деньгами клиента. Взамен отдавал приходные ордера. Позже выяснилось, что документы не того образца, что утверждены в Сбербанке, а сам менеджер шел не в кассу, а уносил миллионы в другое место. Классическая схема отношений клиента и менеджера, которая позволяет похищать средства, говорит

старший партнер адвокатского бюро Forward Legak Алексей Карпенко

. Он привел еще более удивительные случаи:

«Между клиентом и менеджером в течение определенного количества времени, спустя два-три года, когда они уже «сработались», довольно часто выстраиваются доверительные, полуприятельские отношения. Бывают действительно ситуации, когда клиент говорит: «Слушай, положи мне деньги на счет. Вот у меня миллион рублей. Забери у меня его, например, из офиса». Тот говорит: «Хорошо». Приезжает, забирает эти деньги. Говорит: «Я привезу приходный ордер позже». Менеджер, забрав деньги у клиента, до банка может не доехать».

Похожая история не так давно произошла во все том же Сбербанке и все той же Самарской области. 74-летний миллионер Иван Пятибратов тоже передал деньги персональному менеджеру — 100 млн рублей. Только через несколько лет вскрылось, что сотрудник уже не работал в Сбербанке, а суд установил, что между ним и клиентом были устоявшиеся финансовые отношения. Соответственно, Сбербанк не обязан компенсировать потери.

У персональных менеджеров, конечно же, нет никаких активов. Деньги давно потрачены или поделены. В Тольятти суда еще не было. Защита бизнесмена Головина только подала иск против Сбербанка. У этого пострадавшего может быть больше шансов. Во-первых, Садыков на момент совершения преступлений был действующим сотрудником Сбербанка. Во-вторых, его клиент Головин не выдавал ему доверенность на управление денежными средствами. По сути, бизнесмен раз за разом совершал единственную ошибку — не ходил вместе с банкиром в кассу, не выпуская денег из своих рук. Дело, которое можно доверить только самому себе. В крайнем случае, маме. В Сбербанке Business FM лишь пояснили, что в данный момент идет расследование.