Крымские диверсанты договорились с прокурором
Как стало известно “Ъ”, обвиняемые в подготовке диверсий в Крыму Андрей Захтей и Дмитрий Штыбликов заключили досудебное соглашение о сотрудничестве с прокуратурой. Они признали свою вину и дали показания, подтвердившие версию следствия о подготовке украинской разведкой серии взрывов на полуострове. Их дела, выделенные из большого расследования, вскоре будут направлены в суд для рассмотрения в особом порядке, что гарантирует им минимальные сроки.
Адвокат Александр Попов сообщил “Ъ”, что получил письменное уведомление о том, что Андрей Захтей отказался от его услуг, а также других защитников — Алексея Ладина, Ильнура Шарапова и Ильи Новикова. По его данным, отказ от адвокатов был одним из условий заключения соглашения о досудебном сотрудничестве. Такой договор Андрею Захтею, считает господин Попов, предлагали давно. Его текст он не видел, но сообщил, что в рамках сделки обвиняемому предлагали полностью признать свою вину и дать показания на себя самого. «Нам показалось это странным, потому что обычно досудебные соглашения касаются всех участников дела. Но после изучения текста мы были готовы рекомендовать ему его подписать, если там все нормально. Хотя я и считаю, что это самооговор»,— сказал Александр Попов.
Защитник считает, что если Андрей Захтей отказался от адвокатов, значит, подписал досудебное соглашение. По его словам, Андрей Захтей, понимая, что дело «политическое» и что он «может получить очень большой срок», пытается найти «оптимальный вариант» для решения своих проблем. Взамен на соглашение ему могли предложить «большую скидку», считает Александр Попов.
Также, по его информации, досудебное соглашение с прокуратурой заключил еще один фигурант расследования — Дмитрий Штыбликов. Эту информацию “Ъ” подтвердил и его брат Алексей. Он рассказал, что о наличии такого соглашения говорилось в решениях суда о продлении ареста брату. «Непонятно только, почему десять месяцев идет следствие и нет суда, если есть такое соглашение»,— недоумевает Алексей Штыбликов.
Напомним, в 2016 году сотрудники ФСБ задержали в Крыму участников двух украинских диверсионных групп. По версии следствия, кадровые сотрудники главного управления разведки (ГУР) Минобороны (МО) Украины готовили серию взрывов на объектах гражданской инфраструктуры полуострова и на объектах Черноморского флота. В августе в ходе перестрелок с украинскими диверсантами на российско-украинской границе возле города Армянска погибли сотрудник ФСБ и десантник. Большей части украинских диверсантов удалось скрыться, а задержаны были лишь Евгений Панов и Андрей Захтей. Они отвечали за передвижение разведчиков по территории Крыма и их эвакуацию на Украину после совершения ряда взрывов, которые удалось предотвратить ФСБ. Евгений Панов признался, что является кадровым сотрудником ГУР МО Украины. Он и Андрей Захтей арестованы и находятся в симферопольском СИЗО. В ноябре три предполагаемых украинских диверсанта — Дмитрий Штыбликов, Алексей Бесарабов и Владимир Дудко — были задержаны в Севастополе. По информации ФСБ, они планировали произвести серию взрывов на объектах Черноморского флота. У задержанных были изъяты взрывные устройства большой мощности, оружие и боеприпасы, а также средства специальной связи. Официально им были предъявлены обвинения по ст. 30 и ст. 281 (покушение на диверсию) и ст. 208 (участие в незаконном вооруженном формировании) УК РФ.
В Минобороны Украины свою причастность к подготовке терактов в Крыму отрицают. Также в украинской военной разведке не признали, что задержанные на полуострове по подозрению в диверсии являются кадровыми сотрудниками вооруженных сил этой страны.
Как рассказал “Ъ” источник в правоохранительных органах, Андрей Захтей и Дмитрий Штыбликов действительно подписали досудебные соглашения. «В рамках сделок они полностью признали свою вину и рассказали, кто и как выходил на них и с кем они контактировали»,— рассказал собеседник “Ъ”. Он добавил, что в ближайшее время дела в отношении Дмитрия Штыбликова и Андрея Захтея будут закончены, а после ознакомления с их материалами и утверждения обвинения прокуратурой — направлены в суд. Рассмотрены дела будут в особом порядке судопроизводства, что гарантирует обвиняемым минимальные сроки. В обычном порядке за подготовку диверсий можно получить двадцать и более лет.
Вадим Никифоров, Симферополь