Всегда в плюсе: "Газпром" в любом случае выиграет от санкций США
"Газпром" предупредил инвесторов, что американские санкции могут повлиять на завершение реализации проектов "Северный поток-2" и "Турецкий поток", пишут "Ведомости" со ссылкой на проспект к выпуску евробондов компании.
Белый дом в понедельник поддержал ужесточение санкций против России, предложенные Конгрессом США. Законопроект предусматривает право президента США вводить санкции в отношении лиц и компаний, инвестировавших в строительство Россией экспортных трубопроводов от $1 млн за раз или более $5 млн в течение года. Запрещено предоставлять для таких проектов оборудование, технологии и услуги.
Эксперты считают, что предупреждение российского газового гиганта – скорее перестраховка, нежели реальный риск, а, возможно, даже целенаправленное политическое заявление. Они по большей части не видят реальных угроз завершению реализации проектов и отмечают, что даже при их блокировке, "Газпром" все равно окажется в плюсе.
Начальник аналитического отдела "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских считает, что сообщение "Газпрома" – это и перестраховка, и предупреждение о реальном риске. "При каком-то совсем жестком давлении и на европейских партнеров, и на Турцию, США, наверное, могли бы в конце концов заблокировать прокладку газопроводов", - сказал он агентству "Прайм", заметив, однако, что первой нитке "Турецкого потока" уже вряд ли что-то угрожает - в понедельник стало известно, что "Газпром" проложил 50 километров газопровода "Турецкий поток".
"Но вот "Северный поток-2" при совсем жесткой позиции Штатов еще может быть остановлен, поскольку и страны, и компании, конечно, не желают оказаться под возможными санкциями США", - продолжает Подлевских, отмечая, что пока для Европы партнерство с США все же дороже партнерства с Россией. Эксперт отмечает, что "страсти вокруг ситуации накаляются".
"Сомнения в том, что победа будет очевидной, остаются, они очень выраженные", - считает Подлевских. Тем не менее, аналитик считает, что все же "закладываться под такой пессимизм не нужно". "Думаю, дело все-таки реально движется к прокладке труб, проект скорее всего будет реализован", - подытожил эксперт.
Аналитик компании "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин считает, что основное внимание стоит обратить на то, что данное заявление о рисках сделано в рамках проспекта к выпуску еврооблигаций "Газпрома". "Потенциальный отказ от этих геополитических проектов с достаточно спорным экономическим основанием, пусть и под давлением санкций, формально можно считать позитивной новостью с точки зрения влияния на финансовую устойчивость компании", - сказал он, не исключив, что заявление было включено в проспект в политических целях. "С этой точки зрения оно оказалось очень эффективным", - считает Нигматуллин.
Аналитики БКС считают, что обсуждаемые в США новые санкции могут сказаться на проектах российской газовой компании нейтрально. "Чистая приведенная стоимость как "Турецкого потока", так и "Северного потока-2" близка к нулю даже с учетом уже осуществленных инвестиций", - отмечают они. "И даже при самом пессимистичном сценарии (вероятность которого все еще невелика) влияние на справедливую рыночную капитализацию и дивиденды "Газпрома", вероятно, будет несущественным", - заключают в БКС.
"Газпром" уверен в победе
В "Газпроме" неоднократно заявляли, что санкции для компании – не помеха. Так, в ходе собрания акционеров 30 июня глава "Газпрома" Алексей Миллер заверил, что "Северный поток--2" будет построен в срок, то есть в 2019 году.
"Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с "Северным потоком".
Говоря о "Турецком потоке", Миллер даже не стал еще раз уверять акционеров, что газопровод будет построен в срок, посчитав это очевидным.
"Турецкий поток" – проект, предполагающий строительство двух ниток магистрального газопровода по дну Черного моря мощностью 15,75 миллиарда кубометров газа каждая. Одна нитка предусмотрена для экспорта российского газа турецким потребителям, вторая — для европейских потребителей транзитом через Турцию.