Россия порывает с ПАСЕ?
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что Москва настаивает на изменении регламента Парламентской ассамблеи Совета Европы, чтобы предотвратить ограничение полномочий национальных делегаций. «Честно говоря, мы как-то уже теряем интерес к ПАСЕ», — заявила она.
Совет Европы возник в конце 40 годов прошлого века и изначально замышлялся как некая наднациональная управляющая структура. Но сложилось так, что в Евросоюзе появились иные управляющие органы, а у совета и его Парламентской ассамблеи остались преимущественно правозащитные функции. Его самой известной структурой, пожалуй, является Европейский суд по правам человека. Он весьма популярен среди россиян, которые часто видят в ЕСПЧ последнюю судебную инстанцию, в которую можно обратиться. Однако в апреле 2014 года из-за украинских событий и присоединения Крыма Россия была лишена основных полномочий в ПАСЕ и лишена права голоса.
На прошлой неделе в ПАСЕ абсолютном большинством голосов был запущен процесс отставки президента ассамблеи Педро Аграмунта за его визит в Сирию в составе российской делегации и посещение базы Хмеймим. Судя по всему, именно это окончательно вывело российские власти из себя. Сергей Лавров заявил, что Россия прекращает делать взносы в организацию, а Валентина Матвиенко потребовала изменить регламент Ассамблеи. Но именно это реализовать вряд ли удастся, считает
генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:
«Изменение регламента — дело сложное, и в нынешних условиях продавить вот такое изменение будет очень трудно. Существует достаточно мощное антироссийская коалиция внутри ПАСЕ, любое решение по изменению регламента будет заблокировано. Есть процедурные моменты, которые нелегко обойти, есть и политические вопросы, которые тоже, к сожалению, работают не в нашу пользу. Относительно того, насколько уместно было решение о приостановлении финансирования судить, конечно, трудно, но уже на протяжении нескольких лет Россия лишена права голоса».
В течение нескольких лет Россия была лидером по числу исков, поданных против нее в ЕСПЧ. Однако, начиная с 2013 года, фиксируется их значительное снижение. В прошлом году их было менее 6 тысяч, тогда как еще в 2010 году это число превышало 14 тысяч.
Кризис в отношениях может оказаться долгим, но он будет преодолен без крайних мер, таких как выход России из европейских структур, надеется
старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Леонид Гусев:
«Сейчас сказать, будем ли мы выходить из ЕСПЧ — Европейского суда по правам человека или еще каких-то других структур, того же Совета Европы… Разговоры ведутся, но я все-таки не думаю, что дойдет до этого. Все-таки мы столько лет в этой организации находимся, и вот так вот бросать, конечно, лучше не надо, потому что любую возможность всегда можно использовать для отстаивания своих интересов. Поэтому я думаю, будут вот эти вот препирания с обеих сторон, но до какого-то такого разрыва все-таки я думаю, что дойдет».
Есть одна деталь — приостановление членства в одной из структур Совета Европы влечет за собой выход из всех остальных. Поэтому можно надеяться, что на такой шаг никто не решится. Кстати, ранее министр иностранных дел Сергей Лавров заявил: хотя Россия приостанавливает финансирование, она продолжит присутствовать во всех структурах и исполнять все обязательства по договорам.