Вступил в силу запрет на розничную продажу пива в пластиковой упаковке объемом более полутора литров. По мнению экспертов, производители от этого не пострадали, а население употреблять меньше пива не стало
Теперь только «полторашки». Вступил в силу запрет на розничную продажу пива в пластиковой таре более полутора литров. Полгода назад власти запретили производство пива в такой упаковке. Инициаторы закона мотивировали его тем, что дешевый напиток в пластике способствует алкоголизации населения. Дискуссия о таком запрете велась несколько лет, так как инициатива встретила большое сопротивление производителей пива. Более того, был эпизод, когда послы нескольких европейских государств и Турции угрожали, что пивовары могут из-за запрета уйти с российского рынка. Речь, разумеется, идет о странах происхождения работающих в России четырех крупных пивных компаний. О том, как производители адаптировались к закону и о реакции потребителей рассказал
директор по корпоративным отношениям Heineken Кирилл Болматов:
«Дискуссия на тему запрета шла уже достаточно давно, там скрестилось несколько интересов одновременно: это и производители других видов упаковки — алюминия, стекла — они очень хотели от этого рынка немножко откусить и прижать пластик, потому что пластик — самая популярная сейчас упаковка в России, пиво в пластике почти половину рынка занимает. Второй интерес, скорее, эмоциональный — вот, они такие большие, эти бутылки, ну как так можно? Пришлось, наверное, пойти на компромисс, потому что если бы не компромисс — полтора литра сечения, то, возможно, наши противники хотели бы установить полный запрет на пластиковую упаковку. Достаточно нас удивило, но рынок и потребители спокойно восприняли этот запрет и нормально перешли с 2,5-литровой упаковки на полуторалитровую и почти не заметили этого».
Один из самых громких эпизодов борьбы за тару произошел весной 2016 года. Тогда пивовары опубликовали в «Коммерсанте» открытое письмо Олегу Дерипаске. Производители пива обвинили владельца «Русала» в лоббировании закона об ограничении объема пластиковой бутылки. Все дело в том, что «Русал» производит сырье для алюминиевых пивных банок. Дерипаска, ответив через РБК, привел в пример Европу, где пивовары не используют пластик и процветают. В итоге, несмотря на запрет, пивовары безболезненно приняли новые правила, говорит
руководитель комитета по экономике Московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский:
«Производители исключили производство пива в двухлитровых емкостях, и это количество было компенсировано производством полуторалитровой тары. Даже сложно представить, какую задачу удалось решить с помощью этого запрета. Единственное, что можно представить, что какой-то серый производитель, нелегальный, получил какие-то трудности. Все официальные производители, которые работают через систему ЕГАИС, очень легко компенсировали свои потери в недопроизводстве. Более того, складские запасы прошлогоднего двухлитрового пива давно уже реализованы, поэтому для производителя это прошло совершенно безболезненно».
Эксперты также отмечают, что закон вряд ли добьется цели — снижения потребления дешевого пива — скорее, наоборот. Здесь работает обычная математика. Если раньше любителю пива в пластиковой таре хватало бутылки в 2-2,5 литра, то теперь он будет покупать две по полтора, а значит, выпьет три литра, что, в отличие от здоровья, благоприятно отразится на продажах напитка.