Манипуляции с пенсионными накоплениями граждан
Отделения Пенсионного фонда России приостановили прием электронных заявлений от удостоверяющих центров, говорится в комментарии организации Business FM. На какие риски стоит обратить внимание?
Счетная палата предупредила о рисках фальсификации заявлений граждан при смене пенсионного фонда. Проверка выявила массовые нарушения: людям мешали сменить фонд или, наоборот, переводили деньги без их ведома. Эти риски сосредоточены в работе удостоверяющих центров. Они генерируют квалифицированную электронную подпись граждан и позволяют оформлять документы без посещения отделений ПФР.
О том, что деньги клиентов переходят из одних НПФ в другие без их ведома и эта проблема приобрела масштабный характер, я рассказывала в мае. Результаты проверки Счетной палаты это подтверждают. Аудиторы оценили работу Пенсионного фонда России (ПФР), НПФ Сбербанка, «Электроэнергетики» и компании «Газфонд пенсионные накопления». Заявление гражданина может быть фальсифицировано. Опасность в том, что при переводе пенсионных накоплений из одного фонда в другой чаще, чем раз в пять лет, теряется инвестдоход, а гражданин может даже не знать о потерях. Например, в ходе проверки выявлен случай потери застрахованным лицом инвестиционного дохода в размере свыше 500 тысяч рублей.
Со схожей проблемой столкнулась Наталья Петрова. Десять лет ее пенсионные накопления лежали в одном НПФ, а в апреле этого года оказались в другом. Причем из 250 тысяч рублей по дороге потерялись 53 тысячи. Когда Наталья связалась с новым фондом, она получила такое объяснение.
Наталья Петрова, клиентка НПФ:
«У них работал недобросовестный агент, который, к сожалению, неправомерно воспользовался данными. «Мы приносим искреннее извинения, нам очень неудобно и все такое». Это агент уже уволен, наказан. Предложили мне решить все это мирно. Я сразу сказала, что не собираюсь оставаться у них, чтобы даже этот вариант не рассматривать и пресечь на корню. Я говорю — вы какие варианты предлагаете? Она отвечает «Мы считаем эту разницу, которая у вас пропала, которая минусовалась. Считаем за 2017 год наперед, какой вы можете потерять инвестиционный доход, эту часть». Ередлагает мне все компенсировать — наличными».
Еще одна проблема: массово поступают в ПФР в один и тот же день два заявления от удостоверяющих центров на одно и то же лицо. В Счетной палате уверены, что такие схемы используют фонды для удержания клиентов. Если гражданин подает в ПФР два заявления в один день, оба они будут отклонены. Каким образом можно подать заявление без ведома клиента?
Константин Угрюмов, президент некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация пенсионных фондов»:
«В нарушение законодательства сохраняли у себя электронные цифровые подписи застрахованных лиц и по заказу отдельных фондов, заинтересованных в том, чтобы сохранить у себя своих клиентов, они подавали эти заявления. Это делалось по заказу и, мы предполагаем, за оплату от конкретных фондов. У нас в этом году есть негосударственные пенсионные фонды, доля отказов в которых достигает 90%, 70% за счет подачи вторых заявлений. Названия этих фондов хорошо известны, но пока мер по отношению к ним не принимается. Все пытаются свести к действиям удостоверяющих центров. Удостоверяющие центры сами по себе в таких действиях не заинтересованы».
ПФР приостановил прием заявлений от удостоверяющих центров. Теперь их должно проверить министерство связи и массовых коммуникаций. Сменить фонд граждане могут самостоятельно в личном кабинете на госуслугах или сайте ПФР, либо подать заявление в отделении ПФР или МФЦ. Главное — помнить, есть риск потерять инвестиционный доход, причем за несколько лет.
Проверка показала, что большинство договоров, заключаемых НПФ, оформляются агентами. Например, из 15 млн договоров НПФ Сбербанка, более 94% заключены его агентом — Сбербанком. В двух других НПФ, где работали аудиторы, эти показатели тоже выше 90%. Счетная Палата уверена, что это нарушение: заключать договор должен уполномоченный представитель НПФ, к которым агенты не относятся.