Весной 2017 года продавцы летней одежды недосчитались прибыли. Больше всего пострадали московские магазины, продающие одежду и обувь. Посещаемость и продажи сократились примерно на 20% в апреле-мае, пишут «Ведомости» со ссылкой на ритейлеров Действительно ли ситуация с продажей летних вещей настолько тяжелая, стоит ли ожидать убытков? Отвечает
генеральный директор Finn Flare Ксения Рясова:
«У меня было ощущение, что будет холодная весна. Когда начался теплый март, я даже немного была обескуражена, потому что мы заказали большое количество легких курток и пальто. В апреле, который был как октябрь, и в начале мая мы только за счет этого ассортимента и делали какую-то выручку, потому что летние платья красиво висят, но их никто не покупает. При входе в магазин развешана летняя коллекция, у нас все манекены одеты в летнее, а распродажа весенняя у нас в глубине зала, и покупатели в основном находятся именно там, покупают куртки со скидками. Осень уже через три месяца, почему бы не купить куртку со скидкой 30-50%. Особым спросом не пользуется ничего, у нас есть просто курточки, легкие пальто, большой ассортимент кожаных курток, за счет этого мы и выживаем. А прекрасная, красивейшая коллекция летних платьев от Чапурина движется достаточно медленно, хотя она очень красивая. Мы еще не знаем, какое будет лето. Есть такая народная примета: какая была Пасха — такое будет и лето. Пасха была ужасная, шел снег, поэтому не факт, что лето будет теплое».
С продажей летней обуви тоже проблемы, многое придется продавать со скидками, считает
генеральный директор компании Ralf Ringer Андрей Бережной:
«Конечно, реализация летней коллекции существенно отстает от плана. Реализация весенней коллекции — здесь мы продали больше, чем планировали, то есть плановый остаток меньше будет. Срок эксплуатации летней одежды и обуви сокращается; то, что теперь основная масса будет продана уже по дисконтной цене, тоже очевидно. Маржа будет меньше, у кого-то это повлечет убытки, у кого-то 0 снижение плановой прибыли, у кого какая бизнес-модель. Скорее всего, у людей отсутствует потребность переобуться из весенней обуви в летнюю, ну вот не нужны женщине босоножки сейчас. Соответственно у вас в шкафу какие-то валяются, вы знаете, если наступит жара, вы их на себя наденете, посмотрите на себя в зеркало и скажете: а ну их, пойду куплю новые. Вот это сейчас не срабатывает, потому что так не бывает — люди не покупают то, что им по сезону как обычно положено покупать, ходят в том, что купили в марте или же лежит с осени. Сухой остаток какой — чисто физически запланированный объем продать нельзя, значит, чтобы его продать, а не выбросить на мусорку, ритейл начнет массово стимулировать продажи скидками. Поэтому, скорее всего, весь запланированный объем летней продукции все равно будет продан, вопрос — по какой цене».
В модной индустрии, возможно, придется удешевить супертрендовые вещи. Ожидать, что подешевеют базовые вещи, не стоит, и здесь убытков не ждут, отмечает
коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян:
«Погода влияет на скорость товарооборота. Вполне возможно, что какие-то тонкие летние платья, босоножки, несколько зависли, то есть скорость товарооборота не та, на которую рассчитывает ритейлер. Если речь идет о базовом товаре, то его всегда можно учесть в товарозапасе следующего сезона — того же летнего. Например, какая-нибудь белая футболка совершенно без претензий, абсолютно базовая, продается практически всегда. Если мы говорим о каких-то трендовых вещах, то от них нужно избавляться внутри данного сезона. Вполне возможно, что трендовый ассортимент, который нужно продать сегодня, будет дисконтироваться. Как правило, в начале сезона подобные риски учитываются. Не то, что вот дождь пошел — ах, убытки! Нет, конечно. Хочу отметить, что данные погодные колебания чреваты как раз в осеннее-зимний сезон, как раз если зима теплая бывает, и плохо покупают сапоги на меху или какие-нибудь теплые пальто, дубленки и пуховики — это дорогой ассортимент, который мощно влияет на товарооборот. Что касается летнего сезона, то лето будет».
Если в Москве выручка сильно упала, то в регионах, как обычно в майские праздники, она выросла. Так что участники рынка связывают отказ москвичей от покупок не только со снежным маем, но и с труднодоступностью магазинов — дороги в городе слишком часто перекрывают или люди встают в пробки.