Указ президента РФ о стратегии экономической безопасности страны до 2030 года опубликован 15 мая на официальном портале правовой информации. Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения. Среди вызов и угроз экономической безопасности страны в стратегии выделяются: глобальное изменение климата, стремление развитых стран использовать преимущества в уровне развития экономики и высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции, увеличение структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, волатильность на рынках, а также использование дискриминационных мер против ключевых секторов экономики России, изменение спроса на энергоресурсы и отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики. Реализация указа будет проходить в два этапа. На первом, рассчитанном до 2019 года, предполагается разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера, а также совершенствование механизмов мониторинга и оценки состояния стратегии. На втором этапе – до 2030 года – ее непосредственная реализация или, как сказано в тексте указа, «выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз политической безопасности». Концепция экономической безопасности идет в русле традиции принятых ранее «майских указов» президента, уверен экономист, преподаватель РАНХиГС при президенте РФ Владислав Гринько. «Я бы назвал ее — «майские указы 2.0», — добавил он. По словам эксперта, в документе прописаны основные контуры программы развития. В данном документе нет цельности, считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Евгений Гонтмахер. «Непонятна основная идея, получается, там обо всем и не о чем», — сказал он «Газете.Ru». В качестве примера эксперт привел несколько выдержек из документа, где говорится об обеспечении экономического суверенитета, но в то же время предусматривается встраивание в мировые цепочки прибавочной стоимости. «Это правильно. Но как это соотносится с экономическим суверенитетом?», — удивлен Гонтмахер. В данном документе нет никаких критериев, не понятно, как оценивать реализацию Стратегии, в которую не заложено никаких параметров, отмечает экономист. Он признает, что выделить критерии оценки непросто, однако это не значит, что данным вопросом не нужно заниматься. «Выявить ключевые показатели, определить параметры – сложная задача, их должно быть немного, примерно десяток, но они должны давать общую картину, давать понимание – продвинулись мы в реализации стратегии или нет», — уверен Гонтмахер. Согласно указу, теперь правительству РФ предстоит в трехмесячный срок разработать конкретные меры по реализации основных задач стратегии и обеспечить их выполнение. «Президент, таким образом, дал хорошую фору правительству, чтобы подготовить вкусную программу для бизнеса», — считает Гринько. Бизнесу сейчас необходимо четкое понимание того, как страна будет развиваться в долгосрочной перспективе, а обществу – как каждый человек может быть задействован в этих процессах, сказал экономист «Газете.Ru». «Для того, чтобы бизнес начал серьезно вкладывать в экономику, ему необходимо четкое понимание того, как будет строиться экономическая политика страны в ближайшие годы», — пояснил эксперт. В данном указе обозначены только основные цели и направления работы, теперь кабинет министров должен подготовить конкретные предложения, выделить приоритетные проекты и отрасли экономики, на которых следует сосредоточить внимание. «Срок в три месяца для проведения такой работы, тем более что она уже и ранее была начата, вполне реалистичен. Не думаю, что сроки будут пролонгироваться», — полагает Гринько. Гонтмахер также считает, что многое будет зависеть от конкретных предложений правительства. Он напомнил, что в настоящее время кабинет министров по поручению президента готовит стратегию повышения темпов экономического роста. По мнению эксперта, это «должны быть сопряженные документы» и многое из готовящейся стратегии можно будет перенести в новую. В стратегии экономической безопасности России до 2030 года также предполагается совершенствование принятия ответных мер в случае санкций со стороны иностранных государств и международных организаций. Таким образом, считает эксперт, при разработке мер по реализации представленной стратегии правительству необходимо учитывать сценарий возможного усиления санкций со стороны западных стран. «Самое главное жало санкций – это технологии. Мы сейчас отрезаны не только от западных финансовых рынков и возможностей заимствования, но и от технологий», — отмечает Гринько. Правительство, по его словам, должно отработать механизм преодоления технологического отставания с учетом санкционного режима, что довольно сложно. Одна из целей стратегии – повышение уровня и улучшение качества жизни населения. В минувшие выходные в Китае президент РФ Владимир Путин заявил, что начавшееся в 2014 году падение уровня жизни населения в России прекратилось. «Сейчас реальные доходы граждан России начали постепенно повышаться», — сообщил Путин, не уточнив, в какой именно группе населения наблюдается рост уровня жизни. Реальные располагаемые денежные доходы россиян в январе 2017-го выросли впервые за 3 года — на 8,1% в годовом выражении, по данным Росстата. Прежде доходы населения снижались три года подряд: в 2016 г. — на 5,9% в реальном выражении, в 2015 г. — на 3,2%, в 2014 г. — на 0,7%. Однако уже в феврале реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 3,8%, а в марте они упали на 2,5% в годовом выражении. По итогам первого квартала – показатель ухудшился на 0,2%. Среди основных угроз в стратегии выделены усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества доступности образования и медицинской помощи, недостаточность трудовых ресурсов, неравномерность пространственного развития Российской Федерации. Для развития человеческого потенциала стратегия предусматривает развитие системы непрерывного образования, развитие национальной системы квалификации, снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения, содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов. «Молодые люди должны понимать, какие отрасли будут востребованы в ближайшие годы, чтобы иметь ориентиры», — отмечает Гринько. Одним из вызовов экономической безопасности страны в стратегии признается ухудшение качества человеческого капитала в России. «Это признание дорогого стоит», — уверен Гонтмахер. «Везде говорится официально, что у нас все хорошо, а здесь говорится, что это вызов, идет ухудшение человеческого капитала», — добавил он. Нужно смотреть не просто на конкретные показатели, а отслеживать их в динамике. «Например, продолжительность жизни у нас формально растет, но если сравнить эти темпы роста с той же Португалией, то мы их догоним лет через 50. Не говоря уже о более развитых странах. Разве это не угроза экономической безопасности? Нас по продолжительности жизни уже опередили Мексика и Китай», — подчеркнул Гонтмахер, отметив, что существующая доля расходов на образование и здравоохранение ВВП на душу населения также внушает тревогу. В нынешнем виде документ не будет иметь никакого практического значения, считает Гонтмахер. «Это некий ритуал. Есть ссылки на отмену предыдущей стратегии, а кто-то подвел итоги ее реализации? Публично об этом не сказано, и данная стратегия появилась каким-то неожиданным образом», — отметил он. Гринько же, напротив, считает, что стратегия задает некие ориентиры, которые правительство переработает в конкретные проекты и программы развития отраслей экономики, чем даст ясные сигналы бизнес-сообществу и населению.