Планы США контролировать порты Приморья сочли чудачеством
Идея американских конгрессменов в целях давления на КНДР «взять на контроль» порты по всему миру – в том числе Владивосток и Находку - нелепа, провокационна, и в случае реализации означает войну. Но даже если странное предложение будет одобрено сенатом и Трампом, силовой сценарий явно фантастичен. А иные способы контроля судоходства между Дальним Востоком и КНДР вряд ли будут чувствительны для России. «Такого рода силовой сценарий не укладывается в голове... он означает объявление войны», - заметил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Так в комментарии агентству РИА Новости он оценил законопроект, который сейчас рассматривается в конгрессе США. Документ, в том числе, предусматривает «взятие на особый контроль» портов российского Дальнего Востока – как часть новых американских санкций против КНДР. Поправки к закону о санкциях были накануне приняты палатой представителей Конгресса. Законопроект расширяет выданные в прошлом году полномочия президента США по применению санкций по введению санкций против «лиц, нарушающих определенные резолюции СБ ООН в отношении КНДР». Президент Соединенных Штатов должен в течение пяти лет предоставлять в Конгресс отчет о портах и аэропортах, которые нарушают резолюции СБ ООН в отношении КНДР. В законопроекте, упомянуты и конкретные порты – российские Владивосток, Находка и Ванино, а также порты в Китае, Иране и Сирии (в том числе Тартус, где находится пункт материально-технического обеспечения ВМФ России, и Латакия, близ которой располагается база ВКС Хмеймим). Для вступления в силу поправки должны быть утверждены сенатом, и подписаны Дональдом Трампом. «Этот законопроект, я надеюсь, никогда не будет реализован», - отмечает Константин Косачев. Он пояснил: реализация предусматривает силовой сценарий с принудительным досмотром американскими военными кораблями всех судов. А это, как цитировалось выше, означает объявление войны.
Объем российско-северокорейского оборота крайне мал
Как пояснил инициатор законопроекта, глава комитета палаты представителей по иностранным делам республиканец Эдвард Райс, мера направлена против торговых партнеров Северной Кореи. Основным торговым партнером КНДР был и остается Китай, на долю которого приходится около 90% северокорейского внешнеторгового оборота. Доля России невысока (2% во внешнеторговом обороте КНДР). А по данным Федеральной таможенной службы, доля Северной Кореи в импорте России в 4 квартале 2016 года составила всего 0,0053%, по доле в российском импорте КНДР занимала на тот момент 111 место. Совместные бизнес-проекты по понятным причинам довольно редки. В 2014 году в портовом городе Раджин на северо-востоке КНДР был открыт российско-северокорейский терминал для перегрузки угля, железной руды, леса и сельхозпродукции. Сообщалось, что в его строительство российская сторона вложила около 9,5 млрд рублей. Но и этот проект обсуждался в большей степени в связи с перевозкой грузов не морем, а через железнодорожный пограничный переход Хасан (Россия) – Туманган (Северная Корея). Масштаб судоходства между Дальним Востоком и КНДР - не очень большой, если сравнивать перевозки с Японией, Южной Кореей и другими странами региона, - пояснил газете ВЗГЛЯД президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский. «Это не те перевозки, о которых можно было бы говорить или о которых можно было бы сожалеть, если бы санкции нам это запретили», - указал собеседник. Добавим, что Пхеньян периодически вводит запреты на судоходство в прилегающих к берегам КНДР районах Желтого и Японского морей. Это, в частности, связывают с северокорейскими ракетными испытаниями. Запреты также не способствует привлекательности налаживания морских путей в Северную Корею.
На Дальнем Востоке санкций не опасаются
Владимир Баранов, гендиректор владивостокской компании «Инвестстройтрест» которая вскоре намерена запустить грузопассажирский паром между Раджином и Владивостоком, скептически оценил инициативу американцев по «контролю портов». «Мы будем перевозить то, что нам надо перевозить... Физически США никак не смогут контролировать российские порты – это нужно прийти к начальнику порта, запросить документы. Этого, конечно, не будет», - заявил Баранов агентству РИА Новости. Можно ожидать, «вбросов о найденном где-то грузе», но в целом «это блеф со стороны США», заверил Баранов. «Я сомневаюсь, что нас что-то вынудит, но даже если что-то и могло бы вынудить от чего-то отказаться, санкции нам большого ущерба однозначно не принесут», - отмечает президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский. Если существуют какие-либо экономические связи между Россией и КНДР, и они опосредованы перевозками морским транспортом, то это будет выполняться и никакие угрозы не повредят выполнению этих договоренностей, - заметил собеседник. Кроме того, как напоминают эксперты, американские санкции - не указ для остального мира.
Правовой нонсенс
Для Азиатско-Тихоокеанского региона действует Токийский меморандум (подписанный и Россией), который регулирует порядок задержания морских судов и их инспекции, отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев. «Действия какой-либо отдельной страны, как бы высоко она себя ни ставила, будут в нарушение международного морского права, всех норм и даже приличий», - отметил собеседник. Только ООН может ввести какие-то общеобязательные ограничения, санкции – и резолюции ООН в отношении Северной Кореи «российских портов никаким боком не касаются», подчеркнул Ненашев. «Наша страна соблюдает все резолюции по северокорейскому вопросу, как на морской, так и наземной части», - указал собеседник. Заявления США – это «пример хамского чудачества некоторых деятелей в Конгрессе и других частях политического класса США», - отметил собеседник, добавив, что идет поиск каналов давления на Россию. «В российских морских кругах это вызывает лишь недоумение», - подчеркнул эксперт. Он добавил, что американцы с таким же настроем могут запретить что-либо на Луне или выходить пингвинам в Антарктиде в море. Предложения установить контроль за российскими портами - это «очередная попытка воинственной части политического класса США надавить на Россию через северокорейский вопрос, отмечает Ненашев. Но, подчеркивает он, эта попытка выглядит скорее как неумелый пропагандистский трюк – который, при этом, «провоцирует напряженность в Азиатско-Тихоокеанском регионе и, в целом, во взаимоотношениях России и США».