Неожиданно ожидаемые результаты: во Франции побеждают «фавориты» социологов

После «черных лебедей» в Великобритании и США, когда результаты голосования противоречили ожиданиям большинства наблюдателей, французские выборы прошли по всем законам статистики

"Киндер-сюрприз" не подвел социологов
© Benoit Tessier/Reuters

В первом туре выборов во Франции побеждают именно те кандидаты, на которых указывали социологи. Во второй тур проходят экс-министр экономики центрист Эммануэль Макрон и националистка Марин Ле Пен. Первый получил почти 24% голосов — ровно столько, сколько обещали последние опросы; вторая — 21,5% — чуть меньше ожидаемого. Рынки отреагировали на результаты подъемом. До голосования бизнес опасался прохождения во второй тур двух откровенно евроскептических кандидатов — националистки Ле Пен и коммуниста Меланшона. Утром на рынках в Азии евро к доллару поднялся на 2%. Столь высокого курса не было с 10 ноября 2016 года — после американских президентских выборов. Во втором туре Макрону обещают значительный отрыв от Ле Пен — разница в рейтингах превышает 20%. Результаты первого тура и перспективу президентства Макрона прокомментировал

обозреватель Business FM Андрей Жвирблис

, который сам голосовал на французских выборах:

Мир не пошатнулся, поскольку после «Брекзита», после выигрыша Дональда Трампа все уже перестали доверять каким бы то ни было прогнозам и соцопросам. Но все же оказалось, что социология работает, и в конце концов расклад мы видим тот самый, который предсказывали в последние дни, в последние недели, то есть с большой долей вероятности можно считать и предполагать, что Эммануэль Макрон будет следующим французским президентом.

Правильно ли я понимаю, что Марин Ле Пен не проходит в принципе?

Андрей Жвирблис:

Есть небольшая, конечно, вероятность. Она связана с явкой избирателей. В конце концов, настолько была турбулентная и непредсказуемая кампания сама по себе — со всеми вот этими откровениями, со всеми нападками, но, в принципе, как и в 2004 году фактически повторяется сценарий, когда кандидат от Национального фронта выходит во второй тур, и все французы мобилизуются, чтобы он не прошел, голосуют как бы против него, а не за второго кандидата.

Если действительно все-таки Макрон избирается, для России какие будут последствия?

Андрей Жвирблис:

Больших перемен не будет. Макрон сосредоточен на Европе, связке Франция-Германия, то есть все остается на своих местах в плане продолжения санкций и так далее. Здесь, конечно, все будет однозначно. С другой стороны, можем ожидать, что Франция войдет сейчас в период очень долгого, политического кризиса, потому что, я напомню, через два месяца во Франции будут выборы в Национальную ассамблею и вот тут совершенно не понятно, какой будет состав, и как Макрон, предполагаемый президент, будет вести свою политику, не имея внятного большинства в парламенте. Известно, что он является ставленником определенных кругов, которые достаточно умело использовали и вот эту растерянность, и механизмы демократии Французской Республики, но и, в некотором смысле, поставили во главе страны своего человека. Но потом как он будет эволюционировать в политической плоскости, конечно, никто не знает. Он — протеже финансового и банковского лобби. В 2008 году с подачи Жака Аттали он занимал ответственный пост в банке Ротшильдов и был инвестиционным банкиром. Если Франсуа Фийон, скорее, ближе к таким промышленным кругам, то явно банковское лобби просматривается. Жак Аттали — основатель Банка реконструкции и развития.

Возникает вопрос, а насколько вообще Макрон фигура самостоятельная? Ведь еще полгода назад в России никто эту фамилию даже не вспоминал. Он как из ниоткуда появился.

Андрей Жвирблис:

В некотором смысле, да. Но здесь такой термин хороший был — «киндер-сюрприз» в России в 1998 году. В некотором смысле, да, он такой enfant prodige, вундеркинд, киндер-сюрприз, безусловно. Но, опять же, из ниоткуда. Ну, как еще принято говорить, человек, широко известный в узких кругах. Он все-таки достаточно заметная такая личность в определенных кругах, в том числе, и политических. Я могу предположить, что он будет достаточно самостоятельной фигурой, но ему, конечно, придется многому поучиться. В конце концов, ему нет еще 40 лет.

Из гонки вышли экс-премьер республиканец Франсуа Фийон и коммунист Жан-Люк Меланшон — оба набрали чуть менее 20%. Президент Франции Франсуа Олланд неофициально поздравил по телефону Эммануэля Макрона, голосовать за него во втором туре призвали и бывшие политические оппоненты. Сторонники Макрона начали праздновать победу сразу после закрытия избирательных участков. Для него это первая избирательная кампания, и в случае победы во втором туре 39-летний политик станет самым молодым президентом Франции. Явка избирателей составила порядка 70% — это чуть меньше, чем на предыдущих выборах. Вечером в Париже прошли акции протеста против прохождения во второй тур Марин Ле Пен, сообщает AFP. По данным агентства, на улицы вышли анархисты и антифашисты, не согласные с антииммиграционной политикой Национального фронта. Против агрессивной части демонстрантов применили слезоточивый газ. Во время столкновений с полицией пострадали девять человек, задержали почти 30. Плиция французской столицы к демонстрациям была готова — в центре города были размещены десятки единиц полицейской техники.