Китайский кредит Януковича проезжает мимо Киева
Гигантский кредит в 3,6 млрд долл., о котором Виктор Янукович договорился с китайцами во времена своего президентства, нынешние власти Украины скорее всего не получат. Китайцы собирались профинансировать реформу энергосистемы Украины, чтобы сократить потребление импортного газа в пользу местного угля. Однако правительство Петра Порошенко не подготовило для китайцев ни одного проекта, сообщает агентство Reuters. Состояние энергосистемы Украины принципиально важно и для России, от которой Евросоюз требует продления газовых контрактов с Киевом на период после 2019 года. Перспектива получения Незалежной китайского кредита на 3,65 млрд долл. для реформирования газовой сферы остается неясной. Киев еще в 2012 году подписал соглашение с Государственным банком развития Китая о выделении специальной кредитной линии на 3,65 млрд долл. Предполагалось, что средства будут направлены на финансирование проектов, позволяющих Незалежной стать более независимой в газовой и угольной сферах, напоминает Reuters. При этом до июня 2017 года украинская сторона должна предложить конкретные проекты, на которые планируется потратить китайские деньги. Однако пока ни один из энергопроектов в Киеве не утвержден. «Правительство утверждает, что предложение, по крайней мере по одному из проектов, будет готово к установленному сроку. Однако неясно, позволит ли CDB (Государственный банк развития Китая. – «НГ») Украине получить доступ к части финансирования, если предложения по всему объему кредита еще не готовы», – уточняет Reuters. Замминистра финансов Украины Юрий Буца утверждает, что предложения не будут готовы к установленному сроку. Однако на часть китайского кредита он все же надеется. «У нас есть все намерения использовать эти средства. Я знаю, что в «Нафтогазе» идет серьезная работа, поэтому я верю, что в ближайшее время мы увидим прогресс», – сказал он. Другой вопрос, пойдет ли на такие условия Китай. Отметим, еще в апреле прошлого года «Нафтогаз Украины» передал в Минэкономразвития Украины свои предложения по реализации четырех инвестпроектов на средства, предоставляемые китайским банком. В частности, украинская компания предполагала направить 1,7 млрд долл. в модернизацию системы отопления жилых домов. Еще два проекта на 1,3 млрд долл. предполагают разработку и строительство угольных электростанций в Киеве и Львовской области. Кроме того, 400 млн долл. «Нафтогаз» планирует направить на закупку бурового и вспомогательного оборудования с целью увеличения добычи газа компанией «Укргаздобыча». В итоге все эти проекты, по замыслу компании, позволят снизить зависимость Украины от импорта газа и увеличить объемы собственного производства энергии в стране. Однако пока украинские чиновники, похоже, не в состоянии договориться друг с другом. «Не хватает конвергенции в позиции между нами и Министерством энергетики», – рассказал глава «Углесинтезгаза» Андрей Супрун, не поясняя, в чем состоит конфликт между ведомствами. «Сумма огромная, а кредит – под украинскими государственными гарантиями. Проект такого масштаба политический, поэтому такая проблема требует совместной позиции министров экономики, энергетики и финансов», – объяснил он. Подобная неопределенность и чехарда с проектами выглядят удивительно, если учесть, что речь идет о кредите, который Киев подписал с китайским Госбанком еще в 2012 году – то есть до появления евромайдана даже в проекте. Изначально китайские деньги предполагалось направить на финансирование проектов по замещению потребления природного газа украинским углем. Часть объектов теплоэнергетики должна была перейти на водоугольное топливо. Планировалось строительство заводов по газификации бурого и каменного угля. За китайские деньги предполагалось перевести Зуевскую, Николаевскую, Криворожскую и Симферопольскую ТЭЦ на использование водоугольного топлива. Сооружение заводов по газификации бурого и каменного угля предполагалось в Луганской, Донецкой и Одесской областях по технологии Shell, апробированной в Китае. Такие проекты обещали Украине экономию около 2 млрд куб. м природного газа. Предполагалось, что срок кредитования составит 19 лет: четыре года на подготовку и согласование утвержденных проектов и подписание индивидуальных кредитных соглашений, 15 лет – срок действия индивидуальных кредитных соглашений. Очевидно, что сейчас на фоне блокады Донбасса и дефицита угля подобные проекты уже не выглядят столь привлекательно. Кроме того, китайский кредит и вовсе может оказаться не столь уж заманчивым. Как известно, распространенная модель выдачи кредитов китайскими банками состоит в том, что заемщик зачастую обязуется часть средств потратить на приобретение товаров в КНР или же использовать средства для расчетов с китайскими подрядчиками. По словам главного советника предправления «Нафтогаз Украины» Сергея Алексеенко, доля китайских товаров и услуг должна составлять не менее 60%. Вероятная потеря Украиной китайского кредита обсуждается не впервые. Подобные опасения звучали и год назад. Прием заявок на китайский кредит должен был завершиться в июне 2016-го. А уже в декабре планировался старт хотя бы одного из утвержденных проектов. И уже тогда китайские банкиры высказывали претензии к украинцам. Основная из них – непоследовательность и разобщенность позиций правительственных ведомств. Дело не только в нерасторопности украинских чиновников, замечают эксперты «НГ». «Договор с китайской стороной был подписан в 2012 году, с тех пор в стране изменилось очень многое. Ситуация в угольной промышленности сейчас крайне нестабильна. Во-вторых, кредитная линия в размере 3,65 млрд долл. должна была быть выделена под госгарантии Украины. А сегодня финансовая ситуация в стране сильно изменилась, в том числе и в связи с неоплаченным долгом перед РФ в 3 млрд долл.», – говорит руководитель отдела продаж компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Не стоит исключать и политические факторы. «Проще говоря, отставание в сроках подготовки проектной документации является лишь формальной отговоркой. На деле украинско-китайские проекты нереализуемы в силу существенных политических факторов, а также высокой вероятности финансового коллапса», – полагает Звенигородский. В 2012 году китайская экономика находилась на пике темпов роста, напоминает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Инфляционные риски были минимальны, а компании демонстрировали рекордный рост капитализации. Поэтому на тот момент правительство могло спокойно разговаривать о кредитах с целью продвижения своих технологий на зарубежных энергорынках. На сегодняшний день все изменилось – как в Украине, так и в самом Китае. И если подписанные соглашения не подразумевают обязательного исполнения хотя бы части установленных договоренностей в заданный срок, то вполне возможно, что стороны уже решили отложить это мероприятие до лучших времен», – рассуждает эксперт. Но если китайские 3,65 млрд долл. пока под большим вопросом, то 2 млрд долл. от продажи газотранспортной системы (ГТС) Украины выглядят куда более реально. Как сообщил на прошлой неделе на своей странице в Facebook премьер-министр Украины Владимир Гройсман, «Нафтогаз Украины» и «Укртрансгаз» подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в использовании и развитии ГТС Украины с итальянской компанией Snam S.p.A. и словацкой Eustream a.s. По словам премьера, меморандум был подписан в присутствии министра энергетики и угольной промышленности Украины Игоря Насалика, комиссара ЕС по энергетике и климатическим воздействиям Мигеля Каньете и министра экономического развития Италии Карло Календы. Гройсман отметил, что подписание такого документа является хорошим сигналом о доверии к стране и об уверенности в важности украинской ГТС для Европы. «Мы убеждены, что сохраним свои позиции на рынке транспортировки газа. А сотрудничество, которое сегодня развивается, позволит использовать международный опыт и знания для трансформации украинского оператора по европейским стандартам», – подчеркнул он. Заметим, по украинским законам иностранцам может принадлежать не больше 49% компании – оператора ГТС. Обе компании ранее неоднократно проявляли интерес к украинской ГТС. При этом итальянская Snam уже заявила, что намерена инвестировать в ГТС Украины 2 млрд долл. И, что даже более важно, – обеспечить ее загрузку после 2019 года, в конце которого истечет транзитный контракт Киева с «Газпромом». Правда, что могут приобрести итальянцы за 2 млрд долл. – пока не вполне ясно. Ранее в Baker Tilly Ukraine оценивали общую стоимость украинской ГТС в 20–26 млрд долл. Российские оценки были скромнее – 15–17 млрд долл.