Миллионерши из сети
Их обожают, им завидуют, им платят тысячи долларов за фото в соцсети, о них пишут модные и деловые журналы. Они - это звезды соцсетей, влиятельные блогеры. Как аккаунты в соцсетях стали приносить не только славу, но и деньги, разбиралась «Газета.Ru». Журнал Forbes запустил новый рейтинг: вместо солидного возраста миллиардеров или высокооплачиваемых супермоделей, в нем собрались обычные молодые люди, которых отличает от ровесников только тот факт, что на их аккаунты в соцсетях подписаны миллионы, обеспечивая их владельцам вполне безбедное существование. В список «Top Influencers», лидеры мнений из соцсетей (так у нас переводят английское слово influencers) получили признание традиционных лидеров мнений, то есть составителей рейтинга крупного делового журнала. Рейтинг будет составляться ежеквартально: если сейчас в топ вышли блогеры и влогеры Youtube и Instagram, посвятившие свои аккаунты фитнесу и красоте, то в дальнейшем к ним присоединятся лидеры мнений в категориях «Еда», «Путешествия», «Мода» и так далее. В категории «Красота» первое место получила 27-летняя Зои Сагг — на ее канал в Youtube подписаны 11 миллионов человек, благодаря чему она уже запустила собственную линию косметики и издала несколько романов. В списке, посвященном фитнес-блогерам, в лидеры вышла 25-летняя австралийка Кайла Ицинес со своими шестью миллионами подписчиков в инстаграме и приносящим миллионы приложением Sweat With Kayla. Аккаунт в соцсети и миллионы подписчиков сегодня — это путь к славе и отличный доход. По данным британской газеты Evening Standard, блогеры, число подписчиков которых достигает 7 млн могут получать до £240 тысяч за видео на Youtube, выпущенное при сотрудничестве с тем или иным брендом, звезды соцсетей выручают по £120 тысяч за пост в инстаграме и £150 тысяч — на Facebook. И даже обладатели скромных 100 тыс. фолловеров могут рассчитывать на £4 тысячи за пост. Добавьте сюда прибыль, которую получают лидеры мнений за свои мобильные приложения, участие в мероприятиях, косметические линии — и поймете, что сегодня профессия блогера становится одной из самых прибыльных. А ведь всего несколько лет назад это не было даже профессией. Начиная с 2014 года, бренды все больше перестраивают свои маркетинговые стратегии, рассчитывая на молодых — которых как раз и способны привлечь звезды соцсетей. Производители продуктов питания, косметики, одежды, аксессуаров сейчас видят в социальных платформах отличную площадку для продвижения. И не только на Западе. В России инстаграм-селебрити и ютуб-блогеры влияют на аудиторию ничуть не меньше. Рекламодатели об этом знают и охотно используют интернет-звезду с миллионной аудиторией для продвижения своей продукции. В свою очередь, подписчики искренне верят, что кумир сам использует средства и пользуется вещами, о которых рассказывает, и идут покупать. Правда, такая реклама эффективно действует на возрастную аудиторию от 15 до 25 лет. Для людей постарше, по-прежнему, более эффективной остается реклама в СМИ или на телевидении. В России популярность инстаграма началась в середине 2012 года. Тогда модное приложение воспринимали как развлечение – его использовали, чтобы рассказать знакомым о последней вечеринке или ужине в новом ресторане, похвастаться модной одеждой, машиной, дорогим подарком или красочным путешествием. Следить за жизнью исключительно своего ближайшего окружения многим быстро надоело, поэтому большинство инстаграм-любителей стали активно подписываться на профайлы эффектных незнакомых девушек и молодых людей. Их аккаунты превратились в платформу для вдохновения и одновременно копирования: здесь можно было подглядеть новые тренды в одежде и макияже, чтобы потом приобрести себе похожее платье или помаду, узнать о новой диете, фитнес-студии или будущей вечеринке, на которой «будут все». Предприимчивые владельцы магазинов быстро поняли, что инстаграм становится платформой для продаж и стали предлагать популярным в сети девушкам (с большим количеством подписчиков) прорекламировать их товар. Изначально все строилось на бартерной основе – магазин дарил девушке, например, пальто, а взамен просил опубликовать в нем фотографию, подписав в комментариях, что это за бренд. Но просуществовала бартерная основа при сделках совсем недолго. Теперь за каждую публикацию, а иногда и количество часов, которые она будет висеть в профиле, популярный инстаграм-блогер назначает свою сумму. Чем больше подписчиков – тем дороже публикация. Договориться о рекламе достаточно легко, большинство оставляет электронный адрес с пометкой «по вопросам рекламы писать строго на почту» или телефон pr-агента в ссылке в профиле. С менее популярными звездами сети можно договориться, написав свое предложение в директ (личное сообщение в инстаграме). Принцип рекламы остается тем же: блогер фотографирует продукт и пишет лестный пост о его эффекте в комментариях. При этом блогеры отлично знают, когда, как и что выкладывать. Важную роль играют концепция профайла, обработка фотографий и время публикаций. Наибольшее количество просмотров собирают фотографии, выложенные в промежутке между 8 и 9 утра и после 7 вечера. В выходные лучшим временем считается обеденное время и вечер воскресенья. В России инстаграм-блогеры, специализирующиеся на фитнес или бьюти-индустрии, менее популярны, чем на Западе. У нас наибольшим успехом пользуются lifestyle-аккаунты, где одновременно освещается мода, красота, рестораны, тусовки и путешествия, и влоги, высмеивающие классические жизненные ситуации. Некоторые блогеры выстраивают определенную концепцию инстаграма и соглашаются лишь на те рекламные предложения, которые ей соответствуют. Другие готовы придумать смешной вайн (маленький ролик — такие, например, правда, не рекламные, снимает актриса Ирина Горбачева) или написать длинный пост под любой продукт – будь то кроссовки, техника, автомобиль, средства по уходу за собой, продукты питания, студии рисования и многое другое. Среди тех, кто прославился благодаря интернету, не имея за плечами модельного или телевизионного прошлого, самыми популярными считаются страницы @_agentgirl_ (3,5 млн подписчиков), @mikusvlogs (1,2 млн), @madamkaka (1,1 млн), @andrewglazunov (918тыс.). Некоторые блоггеры идут дальше и начинают рекламировать свой собственный бренд. Так, инстаграм-блогерша @mysoulandu (437 тыс.) придумала свою фитнес-программу, которую теперь активно продает через инстаграм. Востребованность блогера зависит, разумеется, от количества фолловеров, причем настоящих, а не «накрученных» за деньги «мертвых душ». Для привлечения новой аудитории ставят хештеги и геолокации, сотрудничают с интернет-звездами с аналогичным количеством подписчиков, отправляют свои снимки в популярные инстаграм-группы, публикующие самые красивые или смешные фото и видео и устраивают конкурсы. Самые популярные блогеры обычно открывают свои проекты или начинают работать на телевидении. Так, Елена Крыгина, прославившаяся своим ютуб-каналом о макияже, открыла свой салон красоты в центре Москвы. Другой ютуб-блоггер о мейк-апе Мария Вэй теперь ведет программу на «СТС Love», а Анастию Ивлееву, известную в сети как _agentgirl_ , пригласили на роль соведущей программы «Орел и Решка. Перезагрузка».