Последний Атлант
Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации и продаже ракетного крейсера «Украина», находящегося у достроечной стенки завода имени 61 коммунара в Николаеве. «Лента.ру» попыталась разобраться в истории и судьбе корабля, постройка которого была остановлена после развала СССР.
Продать все
Сообщения о решении продать «Украину» появлялись и раньше. В сентябре 2015 года об этом сказал, например, главком ВМС страны Сергей Гайдук: «Крейсер "Украина" — это отломленный от государства кусок, он будет продан, а средства от его реализации пойдут на строительство новых кораблей и катеров», — отметил он. 26 марта 2017 года об указе президента страны, предписывающем демилитаризацию и продажу Украины, сообщил исполняющий обязанности губернатора Николаевской области Вячеслав Бонь: «У вас стоит крейсер "Украина", есть указ президента о его демилитаризации. Если снять вооружение и продать то, что останется, — там хватит на компенсацию ваших зарплат, еще и останется три раза по столько же. Там есть востребованные корпус и турбины», — сказал чиновник. О том, кому, и почем можно продать такой корабль, хотя бы и в демилитаризованном виде, он умолчал. Впервые поиски покупателя на четвертый по счету крейсер проекта 1164 (шифр проекта «Атлант»), заложенный марте 1985 года под именем «Адмирал флота Лобов» и спущенный на воду в августе 1990 года, начались вскоре после появления независимой Украины на карте мира: еще не переданный ВМФ корабль, числившийся за заводом-производителем, оказался в собственности Украины сразу же после распада СССР, как и недостроенные авианесущие крейсера «Варяг» и «Ульяновск», и многие другие корабли и суда, строившиеся самым мощным в СССР комплексом Николаевских судостроительных заводов. Из списков ВМФ РФ корабль был официально исключен, а экипаж распущен, в октябре 1993 года — без малого за четыре года до подписания соглашений о разделе Черноморского флота. Тогда же он был переименован в «Украину». Для корабля даже сформировали украинский экипаж, который, впрочем, был практически сразу распущен: финансировать достройку крейсера Киев не мог.. В 1998 году Леонид Кучма даже заговорил о достройке корабля, и экипаж был сформирован вновь (в третий и, видимо, в последний раз в истории крейсера), но эта история так же ничем не закончилась. Было ясно, что в составе ВМС Украины кораблю, исходно предназначенному для борьбы с авианосными соединениями ВМС США на океанских просторах, места нет. Круг потенциальных покупателей, впрочем, тоже не радовал широтой. Даже чисто теоретически, помимо ВМФ России такой корабль мог бы найти место только в составе ВМС Индии и Китая, при этом совершенно необходимым было участие в сделке России, как поставщика практически всего радиоэлектронного оборудования и вооружения корабля. Однако ни Нью-Дели, ни Пекин кораблем не заинтересовались, предпочтя одиночному крейсеру более реальные проекты: ВМС Индии получили шесть фрегатов проекта 11356 российской постройки, а ВМС Народно-освободительной армии Китая — четыре эсминца проекта 956. В России интерес к кораблю сохранялся. и после того, как в начале 2000-х годов расходы на оборону начали постепенно расти, начались и разговоры о возможной достройке бывшего советского крейсера для наиболее вероятного заказчика. Эти разговоры поддерживались достаточно неплохим состоянием корабля: в надежде на реализацию, заводские специалисты тщательно законсервировали «Украину» и поддерживали жизненно важные системы в исправном состоянии. Тем не менее, покупка крейсера уже в начале 2000-х годов означала необходимость серьезнейших переделок проекта под новое оборудование и вооружение, то есть, фактически, среднего ремонта и модернизации корабля, еще не вступившего в строй.
Жертва Майдана
Эти проблемы, впрочем, можно было бы решить. Теоретически, если бы в 2003-4 годах российские и украинские власти пришли бы к согласованному решению, корабль можно было бы подготовить к переходу в Санкт-Петербург или Северодвинск для ремонта и переоснащения в течение нескольких месяцев, и, по оценкам специалистов, ввести в состав флота в обновленном виде к 2009-10 году. «Черной меткой» для «Украины» стал первый майдан, по итогам которого в Москве было принято стратегическое решение о сворачивании военно-технического сотрудничества с бывшей союзной республикой. Следствием этого решения стало угасание ряда совместных проектов, включая строительство военно-транспортного самолета Ан-70 и возобновление производства сверхтяжелого транспортника Ан-124, а так же фактический отказ Москвы от приобретения недостроенного крейсера. Второй раунд начался после победы на выборах в январе 2010 года Виктора Януковича. В мае 2010 года новоизбранный президент Украины сообщил, что Киев и Москва договорились о судьбе корабля. В июле того же года верховная рада отменила постановление о присвоении кораблю названия «Украина». Однако, сделке было не суждено состояться. Позиции сторон сводились к следующему: Россия была готова забрать крейсер бесплатно, оплатив только работы по его восстановлению и модернизации, по той же схеме, по которой был передан из РФ в Индию авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», перестроенный в Северодвинске в авианосец «Викрамадитья»: корабль был подарен Индии, которая оплатила его перестройку и модернизацию, а так же приобрела самолеты и вертолеты. Корабль и самолеты стоили Индии около трех миллиардов долларов. Достройка ракетного крейсера и его модернизация должна была обойтись несколько дешевле — на 2010 год проект оценивался в 50 миллиардов рублей (1,6 миллиарда долларов по средневзвешенному курсу для того года). Украину эта схема не устраивала: Киев планировал получить деньги не только за участие в модернизации корабля, но и за корабль сам по себе. Аргументы российской стороны, доказывавшей, что, во-первых, корабль уже оплачен во время его строительства из союзного бюджета, а во-вторых, без последующего восстановления никому не нужен и ничего не стоит, понимания не находили. В итоге в 2011 году Минобороны РФ отказалось от приобретения корабля. Крейсер продолжал стоять у стенки завода имени 61 коммунара, периодически на нем даже производили пробный пуск двигателей, однако ясности в его судьбе не прибавлялось. После событий весны 2014 года, впрочем, стало ясно, что шансов войти в состав ВМФ России у корабля больше нет.
Что дальше?
Решение о демилитаризации и последующей продаже «востребованного корпуса и турбин», впрочем, вызывает вопросы. Подобный корабль вряд ли будет востребован как платформа для развлекательного комплекса (такой вариант решения судьбы тоже предполагался, по аналогии с авианесущими крейсерами «Киев» и «Минск»), — для этих целей ракетный крейсер, не имеющий огромных пространств ангара и полетной палубы недостаточно просторен. Он вряд ли будет нужен кому то как основа для последующей модернизации и ввода в строй в качестве боевого корабля: в перспективные программы пополнения ВМС Индии и Китая он не вписывается, а никто больше поднять этот проект не сможет. Теоретически, крейсер мог бы быть полезен как источник запчастей для однотипных кораблей, но все остальные корабли этого типа входят в состав ВМФ России, а сотрудничество в военной сфере (по крайней мере, официальное) между Киевом и Москвой прекращено. В этих условиях наиболее реальной судьбой крейсера становится его продажа на лом. Стоимость корабля в этом случае, с учетом текущей цены металла на мировом рынке вряд ли превысит три миллиона долларов. Задолженность ГП «Завод имени 61 коммунара» по налоговым, коммунальным платежа и заработной плате составляют, по имеющейся у автора информации, около ста миллионов гривен, то есть, около 3,7 миллионов долларов по текущему курсу. И.О. губернатора Николаевской области Вячеслава Боня, обещавшего, что продажа крейсера без вооружения покроет долги завода как минимум троекратно, кто-то явно ввел в заблуждение.