Путь Донбасса в Россию: уголь в обмен на руду
Донецкая народная республика (ДНР) начала поставки угля в Россию. Первая партия — 95 вагонов была отправлены накануне. Об этом сообщил глава республики Александр Захарченко. Таким образом, проблема сбыта продукции угледобывающих предприятий Донбасса, вызванная блокадой со стороны Украины, начала разрешаться. Другая проблема - нехватка сырья для металлургических заводов Донбасса (раньше поставки шли с Украины) также может быть решена с помощью России. По данным РБК, первый шаг в этом направлении уже сделан. Зампред правительства РФ Дмитрий Козак на совещании в правительстве рекомендовал представителям холдингов «Металлоинвест» Алишера Усманова и «Северсталь» Алексея Мордашова обратить внимание на новый рынок сбыта железной руды. Компании выразили готовность начать поставки в ближайшее время, пишет издание. Для этого может быть использоваться посредничество Южной Осетии, сообщил председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин. При этом вологодский выпуск РБК со ссылкой на пресс-службу «Северстали» (Череповецкий металлургический комбинат — одно из ключевых предприятий компании — авт.) опроверг факт предложения правительства. В пресс-службе «Металлоинвеста» на запрос «СП» оперативно ответить не смогли. В Кремле от рекомендаций правительства также открестились. «Российские промышленники, которые будут заниматься поставками в ДНР и ЛНР, рискуют попасть под санкции, поэтому официально это объявляться не будет, - пояснил «СП» ситуацию председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. - Особенно рискуют те, у кого имеются крупные зарубежные активы». Отметим, что это напрямую относится к обеим упомянутым в статье РБК компаниям. «Скорее всего, будут задействованы посредники, так как эта схема уже проверена временем и вовсю используется для поставок самой разной продукции из России в самопровозглашенные республики. То, что поставки будут разрешены, крайне маловероятно, поскольку стальной рынок сам по себе является протекционистским, а учитывая, что речь идет еще и о ДНР и ЛНР, то компании ждут обязательные претензии», - добавил Сухов. Переориентация грузопотоков Донбасса с Украины на Россию происходит в результате действий украинских радикалов, устроивших блокаду региона. Невозможность реализации прежних торговых схем вынудила руководство республик ввести 1 марта внешнее управление и взять бизнес под свой контроль. С тех пор ситуация только усугублялась. Накануне Порошенко объявил об отказе от всяких торговых сношений с неподконтрольной Киеву частью Донбасса и прекращении транспортного сообщения с регионом. «Нам все равно», - отреагировал Захарченко. С учетом происходящего в банковском секторе Украины, где радикалы при поддержке властей фактически выдавливают дочерние российские банки из страны, можно говорить о скором полном разрыве экономических связей двух стран с одновременной интеграцией народных республик в российское экономическое пространство. Заместитель главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов считает схемы поставки угля в Россию и российской руды в Донбасс вполне реалистичными и стратегически перспективными. - Поставить железную руду в Донбасс возможно. Понадобятся дополнительные усилия для преодоления проблем, связанных с приостановкой работы из-за войны и блокады. В том числе из-за отсутствия нормального железнодорожного сообщения. Вопрос в том, куда Донбасс будет поставлять готовую продукцию, чугун и сталь? Поставки возможны либо в Россию, либо на экспорт. За рубежом это будет востребовано. В той же Турции сталелитейных предприятий достаточно много. В Европе тоже. Хотя, вопрос, конечно, сложный. «СП»: - Глава ДНР Захарченко объявил о начале поставок угля в Россию. Насколько реалистично выглядит эта схема с экономической точки зрения? - Конечно, перспектива потребления этого угля в России есть, потому что запасы угля на складах наших ТЭЦ сократились, а сезон отопительный еще не закончился, топить надо. Например, в Москве топить перестанут через полтора месяца. Этот уголь может быть израсходован на этих ТЭЦ. Правда, скоро потеплеет, пусть и не во всех регионах сразу. То, что не сожгут сейчас, может лежать на складах и будет использовано осенью. То есть стратегически эта схема рабочая. Сейчас мы получили первый хороший опыт поставок угля в Россию. В принципе, этот же уголь может быть отправлен на экспорт. Я не вижу в этом ничего криминального. «СП»: - Помимо сжигания в ТЭЦ, где этот уголь возможно использовать? В металлургии? - Надо различать энергетический и коксующийся уголь. Назначение первого — сжигание в печах ТЭС. Из коксующегося угля путем сухой перегонки делают кокс. Это, по сути, топливо для доменных печей сталелитейных предприятий. На нем основана выплавка чугуна. Вопрос, куда мы этот уголь поставляем? Если мы говорим о южных районах России, то там доменного производства нет. А есть металлургические производства, применяющие электродуговые печи, где расход кокса очень небольшой. Что касается других районов России, то там коксующийся уголь может быть востребован на металлургических комбинатах, располагающих доменным производством. Такие есть и на Урале, и на севере и в центральной части страны. Но тут возникает вопрос транспортного плеча. Если оно длинное, то и уголь дороже. Как вариант, этот уголь может быть отправлен на экспорт. В ту же Турцию или страны Восточной Европы. «СП»: - Санкции могут в этом помешать? - Те санкции, которые приняты против России, препятствием в этом деле не являются. Даже поставки угля из России на Украину не запрещались. В прошлом году он завозился туда в немалых объемах. А куда Украине деться? Если Киев не может получать уголь из Донбасса из-за войны, которую он устроил, то остается только из России. Или из Польши, или из США. Но это будет гораздо дороже. Независимый политолог Александр Асафов видит в решении экономических проблем Донбасса политический фактор. - Поскольку Украина пытается сделать жизнь Донбасса невыносимой и в экономическом, и в энергетическом, и в миграционном плане, реакция России оправдана. Правильно, что признали паспорта ДНР и ЛНР. Теперь Москва пытается дать тамошним властям еще и некий экономический рычаг, помочь им. Ситуация с Мордашевым и прочими - она ведь и в России сложная. Существует сложившийся рынок, логистические цепочки... Тем не менее, Россия, пусть и аккуратно, пытается решать проблемы на Юго-Востоке Украины. Это тот случай, когда экономические и гуманитарные вопросы становятся политическим фактором. Поэтому даже если налаживание новых логистических цепочек не очень выгодно российскому бизнесу, эта тенденция неплохая. Это дает шанс народным республикам получать нужные им ресурсы. Контрабандные пути у них наверняка есть. Однако если мы не хотим, чтобы в мире их воспринимали как сепаратистов и террористов, нужно им помогать и в экономических вопросах. Это верное решение. Независимо от того, как на это отреагируют судьи в Гааге, в Вашингтоне или где-то еще. К тому же, это полезно и самим руководителям республик. У них же нет соответствующего опыта. Им нужна помощь и на уровне консультаций. Тут аудит нужен еще. «СП»: - Кажется, налаживание поставок сырья и готовой продукции из России и в Россию окончательно оторвет Донбасс от Киева... - Для жителей республик возвращение в состав Украины в любом виде — это страшный сон. Они понимают, что будет физическая просто месть с той стороны. Тем более что об этом говорят и политики и активисты совсем разного уровня. Кравчук, первый президент, позволял себе высказывания, что им Донбасс нужен без людей. Неудивительно, что теперь в ЛДНР ждут следующего этапа интеграции — выдачи российских паспортов, как в Южной Осетии. Политолог Леонид Крутаков предвидит передел мирового рынка стали из-за потери Киевом предприятий Донбасса. - Поскольку республики Новороссии не признаны в мире, но признаны в Южной Осетией, которая в свою очередь признана Россией, все будут делать через посредников. Соответственно, это будут не российские компании работать на Донбассе, а южноосетинские. Это лучше, чем офшоры, которые раньше использовались для скрытого инвестирования. Правда, поможет ли это российским бизнесменам, неясно. Сейчас на Западе возобладал политический, а не формальный подход. Они поддерживают Украину, несмотря на ее фактическое банкротство. Кстати, в части поставок металла на мировой рынок, любопытен такой факт про Украину. С тех пор как страна взяла курс на самостоятельное развитие, она сворачивала машиностроение, а весь «освобождавшийся» металл отправляла на экспорт. На сколько упало машиностроение, на столько и вырос экспорт металла. Отсюда и высокая доля Украины — 7-8% от общего объема. Сейчас же, с потерей металлургических предприятий Донбасса, весь мировой рынок стали начнет меняться. В экономическом смысле Украина сворачивается, съеживается как шагреневая кожа.