Есть, молиться, любить
Что люди намерены делать за рулем автомобилей-беспилотников Русские мужчины хотят ездить на беспилотниках в три раза больше, чем женщины, в США наоборот. При этом если для американцев снижение аварийности - главная причина пересесть на авторобот, то для россиян важнее всего возможность во время движения заниматься своими делами. Такие удивительные результаты показало совместное исследование Международного центра робототехники, Cognitive Technologies, МФТИ, НИТУ МИСиС и VidiaScope Inc. Сесть за руль автомобиля, который "везет себя сам", уже сегодня готовы 56 процентов россиян. Правда, количество заинтересованных мужчин превосходит число женщин практически в три раза: 43 процента против 15. В США, например, картина обратная: женщины в большей степени готовы "отказаться от руля", чем мужчины. При этом безопасность для россиян вторична. Если для американцев снижение аварийности - главная причина пересесть на авторобот, то для россиян важнее всего возможность во время движения заниматься своими делами. За это проголосовало больше половины мужчин и семь из десяти женщин. Любопытно, что у россиян и американцев схожие взгляды на угрозы, которые могут нести беспилотники. Людей сильно волнует возможность технического сбоя системы беспилотника и невозможность повлиять на ситуацию в процессе автономного движения. Никто не хочет оказаться во взбесившемся автомобиле. "Беспилотные технологии, как и результаты любого научно-технического процесса, будут приходить к нам постепенно. Сегодня в промышленное производство поступают системы интеллектуальной помощи водителю, позволяющие предупреждать водителя об опасных ситуациях", - рассказал "РГ" Михаил Звонарев, заместитель руководителя Международного центра робототехники. Первые системы отечественного производства этого класса должны появиться уже в этом году. Есть системы, способные влиять на управление транспортного средства: автоматическое подруливание, торможение и т.п. Одним из основных итогов исследования стала востребованность рынком функций интеллектуальной системы помощи водителю, которая может появиться на российском рынке уже в 2017 году. Более 28 процентов наших сограждан готовы уже сейчас использовать интеллектуальную систему предупреждений об опасных ситуациях на дороге - опасное сближение, нарушение действия знака, выход из полосы без включения поворотника и т.д. "Следующим этапом их развития будут системы, способные брать на себя управление в определенных ситуациях, в пробках, на автомагистралях, на ограниченных территориях и т. д. И только уже потом полностью беспилотные автомобили. Их появление ожидается не ранее 2025 года", - говорит Звонарев. Любопытно, что такие опции людей интересуют даже больше, чем автоматическая парковка и автономное движение по автомагистрали. Но больше всего россиян интересует полная автоматизация движения в пробках - 37 процентов опрошенных хотят в это время расслабиться. Чаще готовы на это тратить деньги, также как и на автопарковку, женщины и водители старше 50 лет. Вот только переплачивать за авторобот водители не хотят. Большинство - и в России, и в США - готовы заплатить за возможности автономного движения не более 15 процентов от стоимости автомобиля. Интересно, что больше тратить на покупку беспилотника в России готовы женщины, до 30 процентов от цены машины. Свободное время за рулем требуется в основном для отдыха, лишь треть готовы работать во время движения. Развлекаться предпочли около 17 процентов опрошенных. Здесь результаты по странам схожи. Вот только развлечения у всех разные. Большинство традиционно собирается сидеть в соцсетях, смотреть кино и ТВ, играть в видеоигры и читать книги, есть и спать. За океаном за рулем готовы молиться и заниматься сексом и спортом. Проект по созданию технологии использования беспилотного пассажирского транспорта "Роботизированные пассажирские перевозки" получит господдержку. На этой неделе он был одобрен на заседании межведомственной рабочей группы при президиуме Совета по модернизации экономики и инновационному развитию РФ. Проект разработан в рамках реализации дорожной карты "Автонет" Национальной технологической инициативы. Технология беспилотных пассажирских перевозок, а также законодательство, позволяющее эксплуатировать на дорогах общего пользования автобусы-беспилотники, могут быть разработаны к 2018 году. Пока что вопросы законодательства в области беспилотных транспортных средств, к сожалению, никак не решаются, сообщила "РГ" Ольга Ускова, президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий: "В развитых странах законодательные акты по этому поводу уже приняты на уровне отдельных регионов". Дальше всех в решении этого вопроса продвинулись США. Евросоюз также не отстает. В начале года Европарламент выступил с инициативой создания первого комплексного закона о роботах, учитывающего, в частности, вопросы страхования для беспилотников и даже этические проблемы роботизации. "Без введения нормативно-правовых норм наши прототипы беспилотников не имеют право выйти на дороги общего пользования. Отечественные разработчики для решения своих проблем даже вынуждены проводить тестирования в полулегальных условиях", - отмечает Ольга Ускова.