Войти в почту

Призрак Авдеевки

Дипломатические усилия президента Украины Петра Порошенко привели к закономерному результату — даже в Берлине практически признали ответственность Киева за обострении ситуации на юго-востоке Украины и заподозрили украинского лидера в неадекватности. 30 января немецкая газета Sueddeutsche Zeitung опубликовала статью, в которой высказала сомнения в способности переговорщиков отговорить Киев от вооруженных провокаций в Донбассе. Материал крупнейшего немецкого издания появился на фоне резкого обострения обстановки в Донбассе — бои в районе Авдеевки стали самыми ожесточенными с августа 2015 года. По данным министерства обороны Донецкой народной республики, украинские военные сосредоточили на этом участке фронта до 10 рот пехоты,15 танков, около 20 БМП и 16 минометов. «Лента.ру» попыталась разобраться, как произошедшее отразится на минских соглашениях и почему европейские СМИ обвинили Киев в сознательном обострении обстановки в Донбассе.

Призрак Авдеевки, или Что будет с "Минском-2"
© РИА Новости

Поймали за руку

30 января, в день когда Порошенко прервал визит в Берлин из-за обострения конфликта, вслед уезжающему украинскому лидеру вышла статья в Sueddeutsche Zeitung. Издание заявило, что Киев может сознательно идти на обострение обстановки в Донбассе. Для понимания веса Sueddeutsche Zeitung — издание считается газетой центристской, либеральной, это газета номер один Германии. Статья была опубликована в формате мнения авторитетного политолога, который прямо обозначил, что он ретранслирует позицию провластных кругов Германии. «В настоящее время украинские военные пытаются изменить линию фронта в свою пользу. Как считают в правительственных кругах Берлина, они, очевидно, вносят вклад в рост напряженности», — говорилось в статье. Берлин посчитал, что Порошенко сознательно обостряет ситуацию из-за планов президента США Дональда Трампа ослабить или отменить антироссийские санкции. О том, насколько адекватным украинского лидера считает германское правительство, было понятно из фразы: «Получится ли отговорить Киев от провокаций, в Берлине прогнозировать не берутся». Днем позже украинское издание «Вести» сопоставило даты зарубежных визитов Порошенко и очередных атак ВСУ в Донбассе. На опубликованной инфографике видно, что обострения в Донбассе часто происходят во время или в преддверии международных визитов и переговоров президента Украины Петра Порошенко. «Как только наступает "время Ч", когда намечается прорыв в переговорах, — происходит эскалация. Соответственно, визиты президента совпадают с этой интенсификацией», — привело издание мнение политолога Руслана Бортника. В статье насчитали семь таких совпадений — когда поездка Порошенко за рубеж отмечалась массированными обстрелами самопровозглашенных республик. Например, в октябре 2016-го в Берлине проходила встреча «нормандской четверки», и как раз в эти дни артиллерия била по окрестностям Мариуполя. В феврале 2015-го во время встречи «нормандской четверки» в Минске под артобстрел попал Краматорск. Город находится под контролем Киева, до позиций ополчения — несколько десятков километров. Сразу после — активизация боевых действий в Донбассе служит поводом для критики минских соглашений во стороны украинского внешнеполитического ведомства. Директор политического департамента МИД Украины Алексей Макеев не раз выражал скептицизм украинской общественности относительно минских соглашений. По его словам, официальный Киев не зафиксировал «прогресс ни в сентябре 2014 года, ни в феврале 2015-го».

Пятерка с плюсом

Все это происходит на фоне попыток Киева дезавуировать минские соглашения. Президент Украины, в частности, регулярно выступает с инициативами о создании дополнительных переговорных форматов. Один из последних инструментов, которые пытался инициировать в июле 2016 года украинский лидер, — так называемая «пятерка плюс Украина». Согласно замыслу, за соблюдением минских договоренностей надзирать должны были США, Германия, Италия, Франция и Великобритания. Годом ранее с похожим предложением при полной поддержке украинской стороны выступала Польша — глава этого государства ратовал за коалицию «наиболее сильных европейских государств, а также стран-соседей Украины». Уже тогда специалисты критиковали попытки Украины изменить состав переговорщиков, поскольку с формальной точки зрения изменение уже согласованных «нормандской четверкой» (Россия, Франция, Германия и Украина) документов может повлечь за собой пересмотр «Комплекса мер по выполнению минских соглашений». Так произошло и в канун встречи в Берлине. 30 января 2017 года распространилась информация о том, что Порошенко снова хочет выступить с предложением расширить нормандский формат за счет введения в состав переговорщиков еще и Великобритании. По данным источников в украинской делегации, Порошенко планировал объявить минские соглашения невыполнимыми, однако после встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель глава украинского государства был вынужден объявить о своей «преданности минским договоренностям». А вслед за этим официальный представитель Государственного департамента Марк Тонер подчеркнул, что США поддерживают «полную» реализацию минских соглашений. При этом даже в самом Киеве политики регулярно отмечают, что минские соглашения Порошенко был вынужден подписать на фоне полномасштабной военной катастрофы. «Я с самого начала не был сторонником минских соглашений. Я считал и считаю, что минские соглашения подписаны для Украины в очень неблагоприятных условиях», — подчеркивал в свое время нынешний спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий. Возможно, он имеет в виду такой аспект — так называемый «минский протокол» согласовывался причастными сторонами 5 сентября 2014 года (тогда в разгаре были бои под Иловайском), а «Комплекс мер по выполнению минских соглашений» был подписан в феврале 2015-го, в ходе боев за Дебальцево. Позднее эти эпизоды войны войдут в историю как иловайский и дебальцевский «котлы» — катастрофические поражения ВСУ, когда регулярные части украинской армии попали в окружение.

Цена провокации

По данным украинских СМИ, столкновение в городе Авдеевка Донецкой области произошло по вине добровольческих батальонов (в настоящее время являются штатными подразделениями ВСУ), которые попытались провести ряд неожиданных атак на позиции ополчения. Встреченное ожесточенное сопротивление украинские силовики попытались подавить залпами РСЗО «Ураган». В итоге, по данным «Российской газеты», артиллерийские дуэли приняли ожесточенный характер, распространившись практически на всю линию соприкосновения, вплоть до Широкино. Сообщается, что жертвами этой атаки только с украинской стороны стали порядка 200 человек. «Начав с провокаций, украинскому командованию уже тяжело резко от них отказаться. Я говорю и о главнокомандующем Порошенко. Без его приказа начало обострения было невозможно. Собственно, вся эта инсценировка привязана к его визиту в Германию», — отмечает председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин. По его мнению, высказанному в СМИ, Порошенко «вынужден эмоционально накачивать свою армию, выдавливать из ситуации хоть что-то, что он сможет назвать победой». Более того, 1 февраля корреспондент «Би-би-си» Том Барридж запечатлел на видео несколько танков Вооруженных сил Украины среди жилых домов в городе Авдеевка Донецкой области. Ополченцы, противостоящие ВСУ в этом районе, констатируют наращивание украинской группировки в Авдеевке. «Общее количество сил и средств противника на данном участке составляет до 10 рот пехоты, до 15 танков, до 20 БМП и 16 минометов», — заявил представитель Минобороны самопровозглашенной ДНР Эдуард Басурин. По мнению специалистов, наращивание военной группировки в зоне обострения — это продолжение тактики Порошенко по обеспечению переговорных позиций. С начала и до конца февраля Украина председательствует в Совете безопасности ООН. В Киеве сразу же объявили о своей повестке на этой площадке — «деоккупация» Крыма и Донбасса. Украинские официальные лица в очередной раз заявили, что намерены назвать Россию стороной конфликта. Однако есть один нюанс — зарубежная пиар-активность администрации Порошенко происходит на фоне накапливающихся социальных и экономических проблем в стране. Для рядовых граждан мобилизационная риторика про «агрессию» России не может действовать долго. А политические оппоненты украинского президента аккуратно вставляют каждое лыко в строку — неспособность Порошенко добиться хотя бы виртуальных успехов на дипломатическом фронте обязательно против него используют.