Lockheed Martin снизит стоимость истребителей пятого поколения F-35 до $85 млн уже в 2019 году, в 11-й партии, которая должна будет достигнуть 200 единиц. В декабре избранный президент США Дональд Трамп раскритиковал программу создания новейшего боевого самолета из-за ее стоимости, обрушив капитализацию сразу нескольких компаний оборонного сектора. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты констатируют, что по мере удешевления самолет становится недосягаем для перспективных конкурентов из России и Китая. Многофункциональные истребители пятого поколения F-35 десятой партии впервые станут дешевле $100 млн за самолет. Уже в 2019 году Lockheed Martin снизит стоимость машин до $85 млн, заявила генеральный директор компании Мэрилин Хьюсон. При этом и производитель, и министерство обороны США призывают не связывать предполагаемое уменьшение цены F-35 c критикой в адрес программы со стороны нового президента США Дональда Трампа, пишет военно-аналитическое издание Defense News. Трамп не раз нелестно отзывался о F-35 начиная с декабря 2016 года. Глава американского государства неоднократно заявлял, что цена самолета «неконтролируемая», и призывал при этом к альтернативе в виде палубного истребителя-бомбардировщика и штурмовика F/A-18E/F Super Hornet. Заявление президента тогда обрушило стоимость акций Lockheed Martin сразу на 4,2%. В первый же час после высказывания капитализация компании упала на $2 млрд. Снизились также акции еще нескольких подрядчиков оборонного сектора — Northrop Grumman — на 4,5% и BAE Systems — на 2,4%. Генеральный директор Lockheed Мэрилин Хьюсон после этого несколько раз встречалась с Трампом. «Наши встречи были очень продуктивными. Это был очень хороший диалог. Президент задавал превосходные вопросы, и он действительно заинтересован в снижении затрат на программу F-35», — объясняла Хьюсон. В таком же ключе выступал и новый министр обороны США Джеймс Мэттис. Перед своим утверждением на должность главы Пентагона Мэттис сказал сенаторам, что Трамп «никоим образом не показал отсутствие поддержки программы», но хочет, чтобы Lockheed снизил цену. После встречи с президентом Дональдом Трампом, которая состоялась 13 января, Мэрилин Хьюсон заявила, что министерство обороны США и Lockheed «очень близки» к соглашению по цене за десятую партию истребителей F-35. «Цена за самолет в десятой партии будет на 60% меньше, чем в первой», – сказала Хьюсон. По словам генерального директора Lockheed, если в девятой партии было 57 машин, то в десятой их будет около 90. Генерал-лейтенант Кристофер Богдан, курирующий в Пентагоне программу разработки и эксплуатации F-35, заявил в конце 2016 года, что цена за один новейший истребитель по сравнению с девятой партией упадет приблизительно на 6%. Кроме того, Lockheed надеется в 2017 году завершить переговоры по контракту на одиннадцатую партию. Если заказы на истребитель увеличатся до 200 самолетов, как и запланировано, компания в 2019 году предложит F-35A уже по цене $85 млн за штуку. F-35 способен уничтожить перспективные российские и китайские истребители пятого поколения в воздушном бою, уверенно заявляют производители и чиновники Пентагона. «Пока я не видел ничего даже отдаленно похожего на действия F-35 на поле боя, что заставило бы меня предполагать, что где-то есть любой другой самолет, способный на равных бросить вызов «Молнии». Я чувствую себя абсолютно уверенным в успешных действиях F-35 в любой боевой обстановке», – рассказывал в январе изданию Warrior подполковник Мэтт Хайден, руководитель службы безопасности 56-го истребительного авиационного крыла с авиабазы Люк, Аризона. Его мнение разделяют и несколько других американских пилотов F-35. При этом Хайден подчеркнул, что лично не знает в полном объеме летно-технические характеристики российского и китайского самолета. Эксперты не верят в J-20 В России построено около шести прототипов T-50 ПАК ФА. Китай находится в подготовке производства J-20, выполненного по технологии «стелс». Эта машина, названная «Чэнду» в честь китайского города, совершила свой первый полет в 2011 году. Как ожидается, истребитель будет готов к эксплуатации в 2018 году. В доступных источниках утверждается, что J-20 — тяжелый многофункциональный истребитель с малой радиолокационной заметностью, как и в американских F-22 и F-35. Хотя пока очень мало известно о действительном предназначении J-20, самолет может быть использован в качестве истребителя-перехватчика дальнего действия и ударов по наземным объектам высокоточными средствами поражения. С точки зрения размещения авиационных средств поражения на китайском J-20 он имеет некоторое сходство с предыдущим американским истребителем пятого поколения F-22: внутренние отсеки для установки ракет маневренного воздушного боя класса «воздух-воздух», ракет большого радиуса действия и других высокоточных средств поражения. Самолет предполагается оснастить управляемой ракетой с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Это оружие, по некоторым оценкам, находится примерно в том же классе, как управляемая ракета Meteor разработки европейского концерна MBDA. По мнению американского военного обозревателя Криса Осборна, бортовые датчики китайского самолета включают электронно-оптическую систему целеуказания (EOTS) и бортовой радиолокатор типа AESA (активная фазированная антенная решетка, АФАР), разработанный в Нанкинском научно-исследовательском институте электронных технологий (NRIET, 14-й институт). Ромбовидные окна вокруг фюзеляжа истребителя предполагают, что на боевой машине установлена инфракрасная система видения. В кабине J-20 располагаются три больших цветных дисплея плюс другие маленькие экраны и голографический широкоугольный дисплей. Кроме того, здесь же находится модернизированный канал передачи данных. Выдвижная штанга для дозаправки топливом в полете расположена на правом борту передней части фюзеляжа. Большая часть бортового радиоэлектронного оборудования истребителя была проверена CFTE (китайское учреждение летных испытаний) на борту модифицированного Tу-204C почти таким же способом, как системы F-22 были испытаны на борту Boeing 757. Однако опрошенные «Газетой.Ru» специалисты авиационной отрасли скорее согласны с выводами американских пилотов о превосходстве F-35. По словам собеседников, у них есть большие сомнения в наличии на борту J-20 заявленного китайской стороной радиоэлектронного оборудования. К примеру, недавно КНР закупила истребители Су-35, несмотря на то что на них были установлены РЛС с пассивной ФАР. Косвенно это свидетельствует, что работоспособной АФАР у Китая сейчас нет. Сомневаются многие специалисты и в наличии на J-20 электронно-оптической системы целеуказания. «Такие системы далеко не каждая западная страна «поднимет», — выразился один из собеседников «Газеты.Ru», и вряд ли сегодня Китаю это по силам.

F-35 упал в цене
© Amir Cohen/Reuters

«Критика Т-50 — неоправданна»

Что касается российского истребителя ПАК ФА T-50, также выполненного по технологии «стелс», в многочисленных докладах и аналитических материалах западных авиаэкспертов отмечается, что самолет имеет многочисленные технологические проблемы. «Российская промышленность последовательно упоминала истребитель ОКБ «Сухой» T-50 ПАК ФА как самолет пятого поколения, но осторожный взгляд на программу показывает, что это «только номинальное» обозначение», — уверяло издание Business Insider. На борту самолета отсутствуют эволюционные технологии по сравнению с машинами предыдущих поколений, которые ранее создавались в России, уверены западные эксперты. Крис Осборн обращает внимание, что двигатели ПАК ФА те же, что и на борту российского истребителя поколения «4 + +» типа Су-35С. Кроме того, ПАК ФА и Су-35С объединяют многие из бортовых систем. И даже в том случае, когда системы ПАК ФА отличаются от Су-35С, Т-50 все еще очень далеко до истинных стандартов пятого поколения, настаивает американский эксперт. Критика российского проекта Т-50 за то, что он использует элементы от Су-35, неоправданна, считает в свою очередь заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По словам отечественного специалиста, на модифицированную платформу пока только интегрируются элементы, разрабатываемые для истребителя пятого поколения. Но сравнивать Т-50 с F-35 на данном этапе все-таки некорректно: ПАК ФА сейчас – это F-35 примерно 15 лет назад. Важно, какое соотношение между этими самолетами будет в 2025 году. Этой же позиции придерживается и главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. По словам специалиста, F-35 — серийный самолет. J-20 — предсерийный, причем далеко неясно, насколько это реально, а Т-50 на стадии разработки.

F-35 станет самым массовым

Сторонники F-35 утверждают, что передовые компьютерные технологии и бортовые датчики самолета позволят ему обнаружить и уничтожить вражеские истребители на гораздо больших дальностях, чем все известные самолеты. Уничтожение противника будет происходить прежде, чем он сможет обнаружить F-35. Несколько лет назад теоретик ВВС США полковник Джон Бойд ввел в оборот термин «Петля OODA» («observe» – обнаружение, «orient» – ориентация, «decide» – решение, «act» – действие). Процесс должен завершиться максимально быстро, необходимо проникнуть в цикл решения врага и уничтожить его прежде, чем противник сможет предпринять какие-либо осмысленные действия. Новейшие технологии позволяют F-35 завершить «Петлю OODA» намного быстрее, чем любые потенциальные противники, уверены его разработчики. В помощь F-35 у США есть глобальная информационная поддержка, спутниковая навигация, связь, базирование на всех возможных театрах военных действий, с возможностью заправки топливом, очень мощная поддержка самолетами специального назначения — дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления, разведки всех типов и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Но если в локальных конфликтах применение такой сетецентрической боевой системы сулит явные преимущества, то в войне с применением ядерного оружия они не так очевидны. Если будет подавлена инфраструктура, то лучше в подобной ситуации проявят себя самолеты, предназначенные для автономных действий. Тем не менее, по словам Макиенко, основная критика F-35 всегда была связана отнюдь не с технологиями, которые, возможно, лучшие в мире, а как раз со стоимостью проекта. «Ведь изначально амбиции США заключались именно в том, чтобы создать легкий истребитель 5-го поколения: а) дешевый и б) межвидовой», — напоминает эксперт. По мнению специалиста, при цене F-35 более $100 млн за штуку и стоимости летного часа $35 тыс. назвать самолет дешевым не получается. «И его унификация между вариантами для разных видов вооруженных сил тоже не очень удалась», — констатировал собеседник, напомнив о создании в итоге разных модификаций машины. Постепенное же снижение цены F-35 приближает его к изначально заданному образу. «Нравится нам это или нет, но F-35 станет самым массовым в мире истребителем пятого поколения, и коммерческий успех этой боевой машины ни Россия, ни Китай, по всей видимости, повторить не смогут», — констатирует Фролов.