Укрепляющийся рубль не станет стимулом для автопроизводителей снижать резко поднятые в разгар кризиса цены в России. Сейчас компании намерены компенсировать потери от работы в убыток. Они уверяют — цены были увеличены непропорционально падению курса рубля: отсюда и убытки. Как уже начали меняться цены в 2017 году и что с ними будет дальше — в материале «Газеты.Ru». Укрепление курса рубля по отношению к иностранной валюте на фоне дорожающей нефти не станет поводом для автопроизводителей снижать поднятые в России цены. Представители авторынка, опрошенные «Газетой.Ru», объясняют это тем, что даже заметное подорожание автомобилей, которое началось в середине кризисного 2014 года, было непропорционально разнице в курсах. Рубль подешевел примерно в два раза, а цены возросли на 30-40% в зависимости от бренда и модели, говорят эксперты. Представители всех сегментов от премиального до бюджетного сходятся во мнении — подорожания не избежать. Единственный положительный момент — резких скачков, как это было в кризисное время, уже не будет. Сыграло свою роль в повышении цен и новое требование к автокомпаниям оснащать все новые модели государственной автоматизированной системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС с начала 2017 года. Практически все массовые автопроизводители справились с этим обязательством, однако признались, что это принесло новые расходы, которые пришлось заложить в стоимость продукции. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер не один год говорил, что запуск системы ЭРА-ГЛОНАСС в России стоит отложить, чтобы все автопроизводители успели к нему подготовиться. «Большинство моделей, которые продают львиную долю в России, уже установили ЭРА ГЛОНАСС или подготовились к тому, чтобы новые модели ею оснащались, — сказал Шрайбер во время недавней конференции АЕБ. — Не секрет, что некоторые малосерийные автомобили уже покидают российский рынок, поскольку затраты на получение сертификата в разы превышает заработок, который можно ожидать их от продажи. В целом, автопроизводители уже готовы. Так, Mazda получила сертификат на все свои модели». Что касается прогноза цен на 2017 год, то Шрайбер пояснил, что в январе они уже выросли на 2-3% у ряда автопроизводителей. Загадывать дальше он не стал, отметив только, что «возвращения что тех скачков, которые мы наблюдали последние два года, маловероятно». Осторожных прогнозов придерживается и глава «АвтоВАЗа» Николя Мор. В беседе с «Газетой.Ru» сказал, что цены на автомобили в России будут расти «по чуть-чуть, очень незаметно». С начала года «АвтоВАЗ» уже поднял цены на свои модели на 1-3%. В свою очередь в Toyota заявили «Газете.Ru», что в настоящее время у компании не существует решения по изменению цен после января 2017 года. При этом все автомобили бренда успешно прошли сертификацию на соответствие требованиям ЭРА-ГЛОНАСС. Не всегда высокие продажи означают соответствующие прибыли. К примеру, об этом практически напрямую говорят в KIA — марка продолжает сдерживать цены и получает компенсации со стороны головного офиса. Это обусловлено позицией руководства бренда относительно будущего KIA в России. Как рассказал «Газете.Ru» управляющий директор KIA Motors Rus Александр Мойнов во время встречи комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), компания в свое время приняла стратегическое решение. Согласно ему, российский рынок для компании находится в приоритете. Мойнов рассказал, что у марки 177 дилерских центов в 91 городе, которых необходимо поддерживать. «В этом году Rio останется главной спросообразующей моделью, также готовится ее обновление. Модель по-прежнему будет предлагаться в кузовах седан и хэтчбек. Хорошие позиции показывает Optima и Sportage», — сказал Мойнов. Он сообщил, что все модели Kia начиная с 2017 года оснащаются системой ЭРА-ГЛОНАСС. Как и любое дополнительное оборудование, которое нужно установить на автомобиль с соблюдением технического регламента, ЭРА-ГЛОНАСС удорожает автомобиль. Конкретное изменение цены, по словам представителя Kia, зависит от марки, сегмента и других многих факторов, отметил представитель Kia. В Skoda, в свою очередь, рассказали «Газете.Ru», что в новом году готовятся к запуску большого количества новинок, которые будут оснащены ЭРА-ГЛОНАСС в соответствии с требованиями. «Ситуация в России стабилизируется, мы привезем новые модели, у нас будут, в частности, новые Octavia, Kodiaq», — сказал глава Skoda в России Ян Прохазка. В Porsche внедрение ЭРА-ГЛОНАСС назвали «ситуацией, с которой приходится работать», и подтвердили, что оснастили этой опцией все свои автомобили. «Рынок упал в два раза и ситуация не исправится за год, — сказал «Газете.Ru» глава российского офиса компании Porsche Томас Штерцель. — Да, мы работаем в премиум-сегменте, который чувствует себя более уверенно, но мы все равно участники единого рынка. Ни одна наша модель не покинет российский рынок. Мы только что представили новую Panamera, очень хорошие результаты показывают Macan и Cayenne. На Женевском автосалоне в этом году мы покажем новые спортивные версии GTS, и обязательно привезем их в Россию». Ранее стало известно о том, что поставки шести моделей Audi в Россию приостановлены из-за ЭРА-ГЛОНАСС — Audi A1, Audi TT, Audi R8, Audi A8, а также кабриолетов A3 и A5. В BMW «Газете.Ru» уже подтверждали, что решение об отказе от системы ЭРА-ГЛОНАСС коснулось кабриолетов и родстеров марки, а также гибридного спорткара i8. На 2017-й год в компании создали «стратегический запас этих моделей», то есть часть автомобилей уже была ввезена в 2016-м году. В Mercedes-Benz «Газете.Ru» ранее подтверждали, что ограничения модельного ряда из-за внедрения системы ЭРА-ГЛОНАСС не планируется. Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков в беседе с «Газетой.Ru» прогнозирует небольшой рост цен по итогам 2017 года при условии нынешнего курса рубля. «Сейчас мы видим, что цены подросли на 1-3%, — говорит Целиков. — Если рубль будет в этом диапазоне, что и сейчас, то очередное повышение мы увидим только весной, на пике спроса — еще на 2-3%. Больше ценам расти некуда. Но вот если курс доллара вырастет до 70 рублей и выше, то цены опять будут повышать. Нефть, за ней рубль, за ней и цены — такая связка». Тенденцию к удорожанию автомобилей Целиков также объясняет тем, что рублевые цены на новые автомобили шли с отставанием от роста стоимости валют. «Головным офисам компаний приходилось компенсировать убытки, — поясняет эксперт. — Теперь же автопроизводители нагоняют то, что они потеряли или недополучили во время кризиса. Сейчас цены действительно немного догоняют курс, но серьезного роста цен не будет». Аналитик ГК Алор Кирилл Яковенко считает, что сверхприбыли, полученные в докризисные годы, позволили производителям создать подушку безопасности на случай спада продаж. «Но эти запасы по большей части израсходованы, а потребность в инвестициях в связи с необходимостью повышения уровня локализации производства будет только расти, что непременно отразится на ценах, равно как и новые требования по оснащению новых автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС», — сказал Яковенко «Газете.Ru». Между тем старший консультант консалтинговой группы «НЭО Центр» Сергей Думченко считает, что в 2017 году рост цен ограничится 10%, причем лучшую динамику покажут нижний и средний ценовые сегменты. К такому развитию событий, по мнению эксперта, ведет увеличение тарифов естественных монополий, которое приведет к дальнейшему росту себестоимости производства автомобилей, требование об оснащении автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС и наличие большой кредитной нагрузки у автопроизводителей. Директор службы по взаимодействию с автопроизводителями в АО «ГЛОНАСС» Артем Климовский согласился, что внедрение любого дополнительного компонента в транспортное средство требует больших инженерных затрат, однако оценивать их не стал. «Мы как оператор не можем этого делать, кроме того, эта информация является коммерческой тайной, — сказал Климовский «Газете.Ru».— Затраты на сертификацию у всех примерно идентичны. Что касается стоимости самого терминала, то в базовой комплектации он стоит около €80. Автопроизводитель, как любая производственная компания, конечно, не рад, что государство просит его сделать то, чего он раньше не делал. К примеру, возьмите подушки безопасности — по ним тоже были споры. Мы понимаем, что автопроизводители закладывают в бюджеты огромные расходы на безопасность, но никто из них не предоставлял эту функцию — ЭРА-ГЛОНАСС. С точки зрения государства, система несет в себе функцию спасения жизни и здоровья граждан».